Теория социальных эстафет как антинатуралистическая программа эпистемологии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-74-79Ключевые слова:
наука, знания, эмпирический анализ, социальная эстафета, теория социальных эстафет, познание, теории познания, эпистемология, философия науки, натурализованная эпистемология, антинатурализмАннотация
В статье выдвигается тезис о том, что теория социальных эстафет М.А. Розова представляет собой антинатуралистическую исследовательскую программу в эпистемологии. Натуралистическая установка, провозглашенная в проекте «натурализованной эпистемологии» У.В.О. Куайна, предполагает, что знания рассматриваются как «естественные объекты», функционирующие в соответствии с эволюционно-биологическими законами. Следовательно, задача натурализованной эпистемологии состоит в том, чтобы выявить и описать эти законы «жизни знания», используя методы и эмпирические факты естественных наук (включая когнитивные и нейронауки). Такая трансформация эпистемологии, предполагающая пересмотр базовых понятий и исходящая из предположения о том, что знания являются физическими объектами, приводит к внутренним противоречиям и нормативизму в отношении науки. Напротив, теория социальных эстафет М.А. Розова рассматривает познание в его социальной природе, полагая, что знание – это единица трансляции опыта, и оно возникает из воспроизводства коллективной деятельности и общественных практик, в основе которых лежит механизм воспроизведения по непосредственным образцам – социальные эстафеты. Так Розов нашел и описал иную онтологическую реальность, отличную от природы, но столь же автономную. Разрабатывая особую «волновую онтологию» и техники анализа знаний с учетом рефлексивности познающего субъекта, теория социальных эстафет устанавливает концептуальную основу для антинатуралистической программы эпистемологии. Это бросает
вызов натуралистической редукции, подчеркивая культурно-историческую обусловленность когнитивных практик.