Предельные вопросы эпистемологии в оптиках социальных эстафет
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-61-67Ключевые слова:
социальные эстафеты, волновые процессы, надрефлексивная позиция, система с рефлексией, коллекторские программы, модель науки, методология науки, история науки, аутопойезис наукиАннотация
Статья посвящена эпистемологическому наследию Михаила Александровича Розова – теории социальных эстафет. Оригинальная эпистемология Розова, по мнению автора статьи, открывает дополнительные исследовательские оптики, позволяющие усмотреть «живой» опыт в достижениях, которые, как правило, относились к разряду архивных сведений из истории науки. Центральное место здесь отводится волновым процессам, или, как их называет Розов, «социальным куматоидам» (от греч. κύμα – волна). Эти волновые процессы открываются для исследователя-эпистемолога, когда он занимает так называемую «надрефлексивную позицию». В этом случае эпистемолог открывает для себя возможность усмотреть в многочисленных разбросанных по истории науки образцах научного поиска эстафету социальной памяти. Выделение функциональной роли надрефлексивной позиции и следует считать отправной точкой для всего последующего разворачивания теории социальных эстафет в науке и познавательной деятельности в целом. В статье показано сходство и различие теоретического концепта Розова с подходами Томаса Куна и Никласа Лумана, а также раскрыт «волновой механизм» порождения новаций в науке. Обращаясь к порождению новаций, Розов предлагает рассмотреть работу «коллекторских программ» (от лат. collector – собиратель). Их функция заключается в пересечении границ между поисковыми стратегиями в разных областях научного знания, в том числе между гуманитарными и естественнонаучными. Речь идет о трансдисциплинарных переходах, когда одна программа революционизируют другую. Коллекторские программы возникают на фоне накопления материалов дискуссий вокруг учебных курсов, научных статей, обзоров, монографий и в том числе при обсуждении работ по истории науки.