Теория социальных эстафет и конструктивный реализм

Авторы

  • В.А. Лекторский Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-54-60

Ключевые слова:

познание, деятельность, социальные эстафеты, рефлексивное переключение, энактивизм, конструктивный реализм

Аннотация

В статье анализируется значение разработанной М.А. Розовым теории со­циальных эстафет для исследований в области эпистемологии и философии науки. Показывается, что в концепции М.А. Розова разработан оригиналь­ный и плодотворный подход к осмыслению популярного сегодня в когни­тивных науках так называемого энактивизма и «расширенного» понимания познания. В фокусе разработанной М.А. Розовым теории социальных эста­фет находятся вопросы взаимоотношения конструкции и реальности, соци­ально-культурного и природного миров, естественных и искусственных процессов. Автор пытается выделить основные идеи этой теории и сопо­ставляет ее с разрабатываемой им самим концепцией конструктивного реа­лизма. Автор раскрывает особенности понимания М.А. Розовым процесса человеческого познания. По М.А. Розову, познание определяется содержа­нием информации. А оно задается не механизмами переработки информа­ции в мозгу, а подключением познающего индивида к процессам, происхо­дящим вне его тела. Для человека это взаимодействие с другими людьми через социально-культурные артефакты в частности и в особенности через язык. По мнению автора, деятельностное и конструктивное понимание по­знания и знания можно и нужно совместить с эпистемологическим реализ­мом. Делается вывод о том, что теория социальных эстафет – это пер­спектива дальнейшего развития исследований процесса познания вообще, процесса научного познания в частности и в особенности.

Опубликован

2025-06-17

Выпуск

Раздел

К юбилею Михаила Александровича Розова

Как цитировать

[1]
2025. Теория социальных эстафет и конструктивный реализм. Вопросы философии. 6 (Jun. 2025), 54–60. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-54-60.