Питер Слотердайк: визуальные образы в философском дискурсе
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-136-143Ключевые слова:
П. Слотердайк, М. Фуко, П. Клее, С. Лангер, визуализация, онтология, изображения в философииАннотация
В статье исследуются способы представления философских концептов с использованием изображений, а также проблема соотношения текста и изображения в философском дискурсе. Цель исследования – показать, как визуальные элементы могут участвовать в передаче философских идей и каким образом возможно гармоничное сосуществование изображения и текста в философском произведении. Автор анализирует концепцию Сьюзан Лангер, изложенную в работе «Философия в новом ключе», которая подчеркивает, что текст и изображение могут вступать в конфликт из-за различий в принципах выражения: линейная структура текста против целостности визуального восприятия. В статье также рассматривается эссе Мишеля Фуко «Это не трубка», в котором французский философ, ссылаясь на творчество художника Пауля Клее, демонстрирует возможность преодоления этого конфликта: в произведениях Клее знаки и фигуры сосуществуют в однородном пространстве, не вступая в иерархические отношения. На примере
работы Эндрю Пикеринга «Новые онтологии» автор показывает, как изображения могут быть посредниками между идеальными философскими концептами и материальным миром: изображение в данном случае – это путь, по которому проходит идеальное, чтобы обрести телесные границы, медиум, связывающий концептуальное и эмпирическое. Остальная часть статьи посвящена второй части трилогии Питера Слотердайка «Сферы», а именно его тому «Глобусы», в котором текст и изображения скрытым образом объединены в единую концептуальную сеть. Таким образом показывается, как философские концепты могут быть переданы через изображения и какими способами преодолевается конфликт между текстом и визуальными образами.