Сурешвара о себе как ученике Шанкары: методологические выводы

Авторы

  • И.Е. Толчельников Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-118-127

Ключевые слова:

методология истории философии, адвайта-веданта, перифраз, парадигма, ученик, учитель, экзегеза, текст, комментарий, теория «Смысл – Текст», Сурешвара, Шанкара, Р. Барт, И.А. Мельчук

Аннотация

Статья отталкивается от примеров того, как Сурешвара (VII–VIII вв. н.э.) признает свои высказывания вторичными относительно текстов Шанкары, основателя адвайта-веданты (VII–VIII вв. н.э.). В ходе анализа рефлексии Сурешвары над тем, что побуждает его к написанию работ, автор статьи устанавливает две мотивации: полемическую и самообразовательную. За­тем, рассмотрев корпус текстов адвайта-веданты сквозь призму теории зна­ка Ролана Барта, автор делает вывод, что, по замыслу адвайта-ведантинов, тексты корпуса дают образец содержания, которое должно оставаться неиз­менным. Далее в статье используется теория «Смысл – Текст» И.А. Мель­чука, которая позволяет формально описать, во-первых, отношения между текстами этого корпуса, во-вторых, разделение адвайта-веданты на проти­востоящие друг другу направления (Виварана и Бхамати) и, в-третьих, вы­делить стратегии полемики между текстами двух направлений одной шко­лы и двух разных школ. Автор приходит к выводу, что тексты адвайта-веданты представляются как перифразы друг друга, а их создатели считают изменение философского содержания крайне нежелательным. В заключе­ние на примере вопроса о допустимости отшельничества для кшатриев и вайшьев показано, каким образом, отталкиваясь от предыдущих выводов, возможно проблематизировать расхождения между Шанкарой и Сурешва­рой. Предлагаемая в статье методология имеет целью показать, как индий­ские мыслители определяют собственную роль внутри традиции, и позво­ляет лучше понять механизмы традиционной санскритской экзегезы авторитетных текстов как в целях апологетики, так и в целях сотериологи­ческой реализации.

Опубликован

2025-05-05

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Сурешвара о себе как ученике Шанкары: методологические выводы. Вопросы философии. 5 (May 2025), 118–127. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-118-127.