Постромантический синдром: Генрих Гейне
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-84-95Ключевые слова:
Гейне, Гёте, Фридрих Шлегель, Людвиг Тик, Новалис, Гофман, романтизм, литература, поэзия, христианство, католицизмАннотация
Статья посвящена анализу книги «Романтическая школа» Генриха Гейне, в которой причудливо переплетаются самоотрицание автора как романтика и ностальгия по романтизму, критика старших романтиков и тонкое понимание романтизма как художественного феномена. В юности Гейне был романтиком, писал романтические произведения, романтически относился к действительности. Его романтизм основывался на лирическом отношении к природе, идеализации народной жизни и немецком фольклоре. Гейне возводит происхождение романтизма к средневековой христианской литературе, в которой он усматривал подлинный романтизм; его суть он видел в уничижении телесности и возвышении духовного начала в человеке, в символизме христианского искусства, в стремлении выразить бесконечное, в чистом спиритуализме. В области архитектуры романтичной он считал готику и противопоставлял ей искусство Возрождения как выступавшего против средневекового спиритуализма и мистики. Ему тоже не по душе средневековый «романтизм». Главных представителей старшего поколения романтиков он критиковал за приверженность к католицизму и средневековым христианским традициям в искусстве; он противопоставлял им творчество Гёте и Шиллера, а также некоторые произведения романтиков, опиравшиеся на немецкий фольклор. Гейне хорошо понимал сущность романтизма. Он перечисляет в своей работе его основные характеристики, но сам отказывается от него, упрекая романтиков в отсутствии у них интереса к современной, и особенно народной, жизни. Будущее литературы он видел в ее внимании к реальной жизни и в борьбе за прогрессивные идеалы человечества.