«Общее благо» классической правовой традиции: судьба понятия в картинах мира (Возрождение и раннее Новое время) и современные попытки его реабилитации
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-58-69Ключевые слова:
общее благо, публичный интерес, права человека, естественное право, юридический позитивизм, классическая правовая традиция, конституционализм общего блага, картины мира, суверен, светское государство, республиканская традиция, оригинализм, живой конституционализм, неотомизм, постлиберализмАннотация
Автор раскрывает меняющийся смысл понятия общего блага в ренессансной и нововременной картинах мира. В новых условиях секуляризованного политического сообщества – национального государства Нового времени – понятие общего блага уже не могло публично манифестироваться и легитимироваться как связанное с христианской идеей спасения; личное участие в определении общего блага, предполагавшееся республиканской традицией античности, оказывалось, вследствие масштабов модерного государства, затруднительным. Показывается, как в процессе формирования понятия светского модерного государства общее благо постепенно отождествляется с государственным интересом (raison d’état). В связи с этим отмечается парадокс в развитии идеи общего блага: являясь частью естественно-правовой традиции, отстаивавшей автономию права от государства, оно в конечном счете именно в государстве находит своего выразителя и защитника и противопоставляется индивидуальным правам. В заключительной части статьи рассматриваются современная попытка ренессанса понятия общего блага, предпринимаемая в постлиберальной неотомистской концепции «конституционализма общего блага», а также развернувшаяся вокруг нее широкая полемика. Автор приходит к выводу, что неудача этой попытки связана с тем, что томистское понятие общего блага изымается из теоцентричной картины мира и помещается в контекст современного секулярного государства, что, однако, с особой остротой обозначает проблему того, как возможно общее благо в качестве общего дела в условиях негомогенного общества.