Главный смысл буддийского учения в «Самбо: экотоба»

Авторы

  • Н.Н. Трубникова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-158-174

Ключевые слова:

японский буддизм, «Самбо: экотоба», Будда, буддийское учение, буддийская община

Аннотация

Среди японских буддийских сочинений эпохи Хэйан (IX–XII вв.) есть тек­сты, принадлежащие не только монахам, но и мирянам. Один из них – «Рас­сказы с картинками о Трех Сокровищах» («Самбо: экотоба», 984 г.). Этот сборник поучительных рассказов в жанре сэцува содержит наставления по основам почитания Будды, Учения и Общины. Путь царевича Сиддхарт­хи к просветлению, годы его проповеди и чудес здесь оставлены в стороне, Будда показан исключительно через дела его прежних жизней. Содержание Учения раскрывается в нескольких эпизодах из истории усвоения буддизма в Японии и рассказах о чудесах, а Община представлена ее делами – обря­дами годового цикла. В предисловии к книге и введениях к каждой из трех ее частей составитель, Минамото-но Тамэнори, обосновывает свой взгляд на буддийское благочестие. По его словам, «суть вещей» – их непостоян­ство – видят поэты, переход от мирского чтения к буддийским книгам не требует резкой смены взгляда; как достойных мирян, так и монахов ве­дет по их путям «благодарность» – за все, что досталось им в жизни по за­кону воздаяния. Будда в мире людей оставил «следы» повсюду, ведь в бес­численных прежних рождениях он жил и действовал в бесчисленных местах; к настоящему почитанию Будды люди приходят через заведомо недостаточное поклонение его прекрасным изображениям, и иного пути нет. Закон Будды дает разные наставления для разных людей и разных эпох, малая его часть не менее ценна, чем весь он, а главное в нем – учение о воз­даянии. В общину могут входить и милосердные бодхисаттвы, и мудрецы, и обычные грешные люди, все они достойны почтения, с задачей побуж­дать мирян к благим делам справляются даже нерадивые монахи – ведь сам их облик напоминает людям о временах Будды. В рассказах первой части на примерах разъясняются «шесть парамит» и другие понятия буддийской мысли, причем примеры эти относятся к мирским делам.Среди японских буддийских сочинений эпохи Хэйан (IX–XII вв.) есть тек­сты, принадлежащие не только монахам, но и мирянам. Один из них – «Рас­сказы с картинками о Трех Сокровищах» («Самбо: экотоба», 984 г.). Этот сборник поучительных рассказов в жанре сэцува содержит наставления по основам почитания Будды, Учения и Общины. Путь царевича Сиддхарт­хи к просветлению, годы его проповеди и чудес здесь оставлены в стороне, Будда показан исключительно через дела его прежних жизней. Содержание Учения раскрывается в нескольких эпизодах из истории усвоения буддизма в Японии и рассказах о чудесах, а Община представлена ее делами – обря­дами годового цикла. В предисловии к книге и введениях к каждой из трех ее частей составитель, Минамото-но Тамэнори, обосновывает свой взгляд на буддийское благочестие. По его словам, «суть вещей» – их непостоян­ство – видят поэты, переход от мирского чтения к буддийским книгам не требует резкой смены взгляда; как достойных мирян, так и монахов ве­дет по их путям «благодарность» – за все, что досталось им в жизни по за­кону воздаяния. Будда в мире людей оставил «следы» повсюду, ведь в бес­численных прежних рождениях он жил и действовал в бесчисленных местах; к настоящему почитанию Будды люди приходят через заведомо недостаточное поклонение его прекрасным изображениям, и иного пути нет. Закон Будды дает разные наставления для разных людей и разных эпох, малая его часть не менее ценна, чем весь он, а главное в нем – учение о воз­даянии. В общину могут входить и милосердные бодхисаттвы, и мудрецы, и обычные грешные люди, все они достойны почтения, с задачей побуж­дать мирян к благим делам справляются даже нерадивые монахи – ведь сам их облик напоминает людям о временах Будды. В рассказах первой части на примерах разъясняются «шесть парамит» и другие понятия буддийской мысли, причем примеры эти относятся к мирским делам.

Опубликован

2025-04-06

Выпуск

Раздел

Философская мысль Японии

Как цитировать

[1]
2025. Главный смысл буддийского учения в «Самбо: экотоба». Вопросы философии. 4 (Apr. 2025), 158–174. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-158-174.