Главный смысл буддийского учения в «Самбо: экотоба»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-158-174Ключевые слова:
японский буддизм, «Самбо: экотоба», Будда, буддийское учение, буддийская общинаАннотация
Среди японских буддийских сочинений эпохи Хэйан (IX–XII вв.) есть тексты, принадлежащие не только монахам, но и мирянам. Один из них – «Рассказы с картинками о Трех Сокровищах» («Самбо: экотоба», 984 г.). Этот сборник поучительных рассказов в жанре сэцува содержит наставления по основам почитания Будды, Учения и Общины. Путь царевича Сиддхартхи к просветлению, годы его проповеди и чудес здесь оставлены в стороне, Будда показан исключительно через дела его прежних жизней. Содержание Учения раскрывается в нескольких эпизодах из истории усвоения буддизма в Японии и рассказах о чудесах, а Община представлена ее делами – обрядами годового цикла. В предисловии к книге и введениях к каждой из трех ее частей составитель, Минамото-но Тамэнори, обосновывает свой взгляд на буддийское благочестие. По его словам, «суть вещей» – их непостоянство – видят поэты, переход от мирского чтения к буддийским книгам не требует резкой смены взгляда; как достойных мирян, так и монахов ведет по их путям «благодарность» – за все, что досталось им в жизни по закону воздаяния. Будда в мире людей оставил «следы» повсюду, ведь в бесчисленных прежних рождениях он жил и действовал в бесчисленных местах; к настоящему почитанию Будды люди приходят через заведомо недостаточное поклонение его прекрасным изображениям, и иного пути нет. Закон Будды дает разные наставления для разных людей и разных эпох, малая его часть не менее ценна, чем весь он, а главное в нем – учение о воздаянии. В общину могут входить и милосердные бодхисаттвы, и мудрецы, и обычные грешные люди, все они достойны почтения, с задачей побуждать мирян к благим делам справляются даже нерадивые монахи – ведь сам их облик напоминает людям о временах Будды. В рассказах первой части на примерах разъясняются «шесть парамит» и другие понятия буддийской мысли, причем примеры эти относятся к мирским делам.Среди японских буддийских сочинений эпохи Хэйан (IX–XII вв.) есть тексты, принадлежащие не только монахам, но и мирянам. Один из них – «Рассказы с картинками о Трех Сокровищах» («Самбо: экотоба», 984 г.). Этот сборник поучительных рассказов в жанре сэцува содержит наставления по основам почитания Будды, Учения и Общины. Путь царевича Сиддхартхи к просветлению, годы его проповеди и чудес здесь оставлены в стороне, Будда показан исключительно через дела его прежних жизней. Содержание Учения раскрывается в нескольких эпизодах из истории усвоения буддизма в Японии и рассказах о чудесах, а Община представлена ее делами – обрядами годового цикла. В предисловии к книге и введениях к каждой из трех ее частей составитель, Минамото-но Тамэнори, обосновывает свой взгляд на буддийское благочестие. По его словам, «суть вещей» – их непостоянство – видят поэты, переход от мирского чтения к буддийским книгам не требует резкой смены взгляда; как достойных мирян, так и монахов ведет по их путям «благодарность» – за все, что досталось им в жизни по закону воздаяния. Будда в мире людей оставил «следы» повсюду, ведь в бесчисленных прежних рождениях он жил и действовал в бесчисленных местах; к настоящему почитанию Будды люди приходят через заведомо недостаточное поклонение его прекрасным изображениям, и иного пути нет. Закон Будды дает разные наставления для разных людей и разных эпох, малая его часть не менее ценна, чем весь он, а главное в нем – учение о воздаянии. В общину могут входить и милосердные бодхисаттвы, и мудрецы, и обычные грешные люди, все они достойны почтения, с задачей побуждать мирян к благим делам справляются даже нерадивые монахи – ведь сам их облик напоминает людям о временах Будды. В рассказах первой части на примерах разъясняются «шесть парамит» и другие понятия буддийской мысли, причем примеры эти относятся к мирским делам.