Феномен круга Лосева: социальный и историко-философский аспекты
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-148-157Ключевые слова:
Лосев, Тахо-Годи, круг Лосева, неформальное сообщество, наука, интеллектуальная история, философия языкаАннотация
Статья посвящена одному из феноменов позднесоветской интеллектуальной «кружковой» культуры – неформальному сообществу, сложившемуся вокруг личности А.Ф. Лосева и связанного впоследствии с популяризацией его творческого наследия. Исследование проводилось в историко-философской и социологической перспективах и было нацелено на первичное теоретическое определение данного явления. В качестве рабочего термина для обозначения этого сообщества было применено словосочетание «круг Лосева», акцентирующее его неформальность и вне-институциональный характер. В статье рассмотрено значение «кружковых» объединений для жизни и творчества Лосева – как тех, в которых он сам принимал участие (Московское религиозно-философское общество, имяславский кружок и др.), так и того, что образовалось вокруг него в послевоенный период. Формирование и деятельность круга Лосева описаны хронологически, выявлены два основных этапа: 1960–1980-е гг. и 1990–2000-е гг. Проанализированы характер взаимодействия людей с А.Ф. Лосевым и А.А. Тахо-Годи (обучение, секретарская деятельность, переписка, etc.) и влияние этого общения на интеллектуальное становление людей, вошедших в так называемый «близкий круг». Показана связь и «пересечения» круга Лосева с другими позднесоветскими интеллектуальными сообществами. Рассмотрен характер бытования круга Лосева после смерти мыслителя в связи с популяризацией его наследия. Интеллектуальная значимость круга Лосева для современной отечественной гуманитарной науки показана на примере рецепции лосевских лингвофилософских идей, легших в основу их собственных концепций и теоретических разработок В.В. Бибихина, Л.А. Гоготишвили и В.И. Постоваловой («язык философии», «эйдетический язык», «теолингвистика»).