«Скрытый платонизм» и герменевтика романов Ф.М. Достоевского в философской критике Вячеслава Иванова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-138-147Ключевые слова:
русская религиозная философия, философская критика Вяч. Иванова, романы Ф.М. Достоевского, философия и мифология Платона, платонизм как форма религиозно-философского и художественного мышления, христианский платонизм, философская герменевтикаАннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы влияния философии Платона на методологию и метаязык исследований Вячеслава Иванова, в которых был дан анализ романов Ф.М. Достоевского. «Скрытый платонизм» можно понимать как принцип, определяющий религиозно-философское и художественное мышление Достоевского в интерпретации Иванова. Учитывается платоновская традиция в развитии герменевтики XIX–XX вв. и прежде всего работы Ф. Шлейермахера, Х.Г. Гадамера и М. Хайдеггера. Доказывается, что исследования Иванова о Достоевском являются свидетельством использования им некоторых принципов философии и мифопоэтики Платона для герменевтического анализа романов русского писателя. Показывается, что интерес к диалогам Платона у Иванова был обусловлен влиянием различных источников и прежде всего таких, как христианский платонизм, русская религиозная философия, сочинения В.С. Соловьева и др. Анализируются материалы из личного архива Иванова, которые показывают его знание диалогов Платона «Тимей» и «Федр». Рассматриваются статьи, лекции, малоизученные материалы и его книга «Достоевский: Трагедия – Миф – Мистика» (Тюбинген, 1932). На основе принципа платоновского «анамнесиса» и категорий «восхождение – нисхождение» Ивановым создается аналог модели герменевтического круга как способа метафизического мышления и интерпретации текста. Некоторые мифы Платона о душе, красоте, пещере, Эросе и др. он использует как формы иносказания. Христианский платонизм для Иванова является способом интерпретации религиозного сознания Достоевского, для которого была важна идея спасения души человека. Иванов обогащает свой герменевтический анализ мифопоэтическими экскурсами и образами диалогов Платона, использует понятия древнегреческого философа в структуре религиозно-философского дискурса.