Живая истина и ее «критерии»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-126-137Ключевые слова:
живая Истина, критерии истины, со-бытие и событие, бытие истинным, тайна, жертваАннотация
В статье излагается авторское понимание истины. Автор утверждает, что истина лишь во вторую очередь выступает свойством суждения, а прежде всего она есть единая вечная, но также живая, сбывающаяся с человеком Истина. Истина не «внешняя» человеку объективная действительность, иначе человеческие субъекты не могли бы ничего о ней знать, и не «внутреннее» представление о действительности, иначе ее нельзя было бы связать с самой действительностью. Истина – событие и жизнь. Любые попытки отринуть Истину, объявить ее относительной, конечной или отказаться от нее ради какого-нибудь суррогата, вроде временной конвенции ученых, внутренне противоречивы. Сказать же, что абсолютная и вечная Истина недоступна неабсолютному и невечному человеку, чужда и равнодушна к нему, значит забыть, что человек способен спрашивать об Истине и любить ее. Истину нельзя понять иначе как абсолютную и соразмерную, близкую человеку одновременно. Это значит принять, что Истина не некая отыскиваемая нами вещь, Истина сама открывает себя нам, сама может и хочет нас найти, но при этом не дает гарантий в виде заранее известных критериев. Требовать критериев, гарантий Истины значит опредмечивать Истину, втискивать ее в рамки нашего представления о ней. Быть тем, кого Истина найдет, нелегко: для этого нужно по любви пожертвовать самым дорогим, отказаться от себя, чтобы жить Истиной: такая жертва и есть своего рода «критерий» живой Истины, ее требование к нам.