Нужны ли поэты в эпоху ChatGPT?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-104-111Ключевые слова:
искусственный интеллект, творчество, Платон, поэзия, креативные индустрии, автоматические рекомендации, философия медиа, философия культурыАннотация
Данная статья представляет собой попытку осмыслить меняющееся значение художественного творчества (в частности, поэзии) в эпоху, когда творческие продукты могут производиться средствами «генеративного искусственного интеллекта», к примеру, ChatGPT. Утверждается, что появление ChatGPT и аналогичных программ является заметной, но отнюдь не первой вехой в процессе формирования современных креативных индустрий, в которых планирование и творческие решения в значительной степени передаются автоматическим системам. Отталкиваясь от опыта, зафиксированного в стихотворениях Пушкина и Гельдерлина, мы выдвигаем аргумент, согласно которому для поэтического творчества неотъемлемыми являются качества события (недетерминированности предыдущим ходом истории) встречи с Другим. Подобные качества невоспроизводимы искусственным интеллектом. Творческая индустрия, основанная на автоматическом прогнозировании потребительских предпочтений, проецирует на человека его собственный опыт предыдущих периодов; такой опыт не обладает отличительными чертами подлинного творчества. В качестве фундаментальной парадигмы предложенного нами понимания творчества мы обращаемся к платоновским диалогам «Государство» и «Федр», уподобляя подлинное творчество совместному восхождению автора и читателя от гарантированного алгоритмическими расчетами комфортного потребления и коммерческого успеха к опыту красоты, освобождающему из замкнутости в собственном предыдущем опыте. Поэзия в данном случае предстает как яркий образец диалогической природы гуманитарного знания, которое не подлежит «объективному» исследованию и моделированию машинными методами.