Ценность в сознании: как она феноменологически осуществляется?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-94-103Ключевые слова:
эмоция как поток, интенционально-предметный акт, знак ценности, внекогнитивностьАннотация
В статье обозначено понимание ценности как эмоции с положительным/отрицательным знаком. Это понимание обосновано пониманием эмоции как внекогнитивного потока ощущений и отклоняет основополагающее когнитивное понимание ценности и эмоции – на примере феноменологии Эдмунда Гуссерля. Когнитивное понимание, предполагающее интенционально-предметное устройство сознания, не выявляет своеобразную природу ценности; в уточнениях интенционально-предметной структуры применительно к ценности возникают когнитивно-эмотивные смешения с неясным механизмом – не ясно, каким образом ценностная апперцепция, удовольствие и эмоции осуществляли бы ценность и ее познавали, вовлекали в ценность и показывали ее. Не ясна возможность и внеэмоционального понимания ценности – каким образом в таком случае апперцепция происходит ценностно, как она замещает активное удовольствие и как удовольствие или эмоции могут быть вообще погашены или нейтрализованы. Наше контрпонимание вообще не предполагает интенционально-предметное строение ценностей, предварительно предотвращая обозначенные неясности. Поток эмоции возникает в непосредственном испытании ощущений, не образующих основу актов, а напротив, спрессовывающих их при попадании в эмоцию. На этой основе понятны степенные и знаковые качества ценности, слияние ценности и оценки и ее общая отличная от сущего природа.