Ценность в сознании: как она феноменологически осуществляется?

Авторы

  • И.В. Кирсберг Школа философии и культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-94-103

Ключевые слова:

эмоция как поток, интенционально-предметный акт, знак ценности, внекогнитивность

Аннотация

В статье обозначено понимание ценности как эмоции с положительным/от­рицательным знаком. Это понимание обосновано пониманием эмоции как внекогнитивного потока ощущений и отклоняет основополагающее когни­тивное понимание ценности и эмоции – на примере феноменологии Эдмун­да Гуссерля. Когнитивное понимание, предполагающее интенционально-предметное устройство сознания, не выявляет своеобразную природу цен­ности; в уточнениях интенционально-предметной структуры применитель­но к ценности возникают когнитивно-эмотивные смешения с неясным ме­ханизмом – не ясно, каким образом ценностная апперцепция, удовольствие и эмоции осуществляли бы ценность и ее познавали, вовлекали в ценность и показывали ее. Не ясна возможность и внеэмоционального понимания ценности – каким образом в таком случае апперцепция происходит цен­ностно, как она замещает активное удовольствие и как удовольствие или эмоции могут быть вообще погашены или нейтрализованы. Наше контрпо­нимание вообще не предполагает интенционально-предметное строение ценностей, предварительно предотвращая обозначенные неясности. Поток эмоции возникает в непосредственном испытании ощущений, не образую­щих основу актов, а напротив, спрессовывающих их при попадании в эмо­цию. На этой основе понятны степенные и знаковые качества ценности, слияние ценности и оценки и ее общая отличная от сущего природа.

Опубликован

2025-04-06

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Ценность в сознании: как она феноменологически осуществляется?. Вопросы философии. 4 (Apr. 2025), 94–103. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-94-103.