Жан Поль. Два примера художественной апологии теизма перед лицом вызовов эпохи. Жан Поль. Антракт всерьез. Сетование мертвого Шекспира мертвым слушателям в церкви на то, что Бога нет (1789). Речь мертвого Христа об отсутствии Бога, произнесенная с высот мироздания (1795) / Пер. с немецкого В.В. Золотухина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-80-93Ключевые слова:
Жан Поль, Ф.Г. Якоби, Бог, философия религии, атеизм, пантеизм, натурализм, немецкий идеализмАннотация
Статья посвящена тому, как Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, 1763–1825) – автор, непосредственно предшествующий романтизму, – включается в критику спинозизма и кантианской философии религии с сентименталистско-теистических позиций. Как преимущественный литератор, Жан Поль осуществляет эту критику в художественной форме – в виде двух содержательно и лексически близких текстов (их перевод на русский см. в приложении к данной статье), посвященных переживанию мучительной безысходности, которое, как он полагает, необходимо следует за отказом от веры в личного Бога: «Антракт всерьез. Сетование мертвого Шекспира мертвым слушателям в церкви на то, что Бога нет» (1789) и «Речь мертвого Христа об отсутствии Бога, произнесенная с высот мироздания» (1795), вошедшая в роман «Зибенкэз». Становясь на защиту религиозного чувства, Жан Поль следует теоретическим наработкам Ф.Г. Якоби. Тексты отражают неудовлетворенность автора, сына пастора, эмпирико-механистической картиной мира: пусть она формально идеалистическая, но, будучи нетеистической (каковыми были, при всех их различиях, спинозовская и кантовская философии), она не предусматривает места для личной религиозности. Два указанных текста Жана Поля вполне можно отнести к документам широкоформатного спора между теистами и сторонниками всеединства, шедшего в немецкоязычной традиции почти на протяжении века: от Якоби до Фихте-младшего и от Моисея Мендельсона до Эдуарда фон Гартмана. В статье прослеживается предыстория этого противостояния от Спинозы до «спора о пантеизме», протагонистом которого является Якоби, а также объясняется происхождение ряда элементов образного ряда текстов Жана Поля.