Жан Поль. Два примера художественной апологии теизма перед лицом вызовов эпохи. Жан Поль. Антракт всерьез. Се­тование мертвого Шекспира мертвым слушателям в церкви на то, что Бога нет (1789). Речь мертвого Христа об отсутствии Бога, произнесенная с вы­сот мироздания (1795) / Пер. с немецкого В.В. Золотухина

Авторы

  • В.В. Золотухин Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4; Центр «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН, Москва, 117997, Нахимовский просп., д. 32.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-80-93

Ключевые слова:

Жан Поль, Ф.Г. Якоби, Бог, философия религии, атеизм, пантеизм, натурализм, немецкий идеализм

Аннотация

Статья посвящена тому, как Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, 1763–1825) – автор, непосредственно предшествующий романтизму, – вклю­чается в критику спинозизма и кантианской философии религии с сенти­менталистско-теистических позиций. Как преимущественный литератор, Жан Поль осуществляет эту критику в художественной форме – в виде двух содержательно и лексически близких текстов (их перевод на русский см. в приложении к данной статье), посвященных переживанию мучитель­ной безысходности, которое, как он полагает, необходимо следует за отка­зом от веры в личного Бога: «Антракт всерьез. Сетование мертвого Шек­спира мертвым слушателям в церкви на то, что Бога нет» (1789) и «Речь мертвого Христа об отсутствии Бога, произнесенная с высот мироздания» (1795), вошедшая в роман «Зибенкэз». Становясь на защиту религиозного чувства, Жан Поль следует теоретическим наработкам Ф.Г. Якоби. Тексты отражают неудовлетворенность автора, сына пастора, эмпирико-механисти­ческой картиной мира: пусть она формально идеалистическая, но, буду­чи нетеистической (каковыми были, при всех их различиях, спинозовская и кантовская философии), она не предусматривает места для личной рели­гиозности. Два указанных текста Жана Поля вполне можно отнести к доку­ментам широкоформатного спора между теистами и сторонниками все­единства, шедшего в немецкоязычной традиции почти на протяжении века: от Якоби до Фихте-младшего и от Моисея Мендельсона до Эдуарда фон Гартмана. В статье прослеживается предыстория этого противостояния от Спинозы до «спора о пантеизме», протагонистом которого является Яко­би, а также объясняется происхождение ряда элементов образного ряда тек­стов Жана Поля.

Опубликован

2025-04-06

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Жан Поль. Два примера художественной апологии теизма перед лицом вызовов эпохи. Жан Поль. Антракт всерьез. Се­тование мертвого Шекспира мертвым слушателям в церкви на то, что Бога нет (1789). Речь мертвого Христа об отсутствии Бога, произнесенная с вы­сот мироздания (1795) / Пер. с немецкого В.В. Золотухина. Вопросы философии. 4 (Apr. 2025), 80–93. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-80-93.