Требование не вредить в психологических концепциях морали (взгляд через призму моральной философии)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-68-79Ключевые слова:
мораль, этика, психология морали, определение морали, вред, требование не вредить, Э. Туриел, А. Фиск, Дж. Хайдт, К. ГрэйАннотация
Основная задача статьи – определить место требования не вредить в концепциях морали, предложенных современными психологами. Теоретической рамкой исследования служит опыт концептуализации морали в философской мысли. Философская типология определений морали такова: 1) дескриптивные формальные, 2) дескриптивные функциональные, 3) дескриптивные содержательные, 4) нормативные содержательные. В содержательных определениях требование не вредить либо представлено прямо, либо является ближайшей конкретизацией формулировок, обобщающих моральные ценности и нормы. В формальные и функциональные определения оно не входит. В психологии созданы концепции, опирающиеся на определения всех четырех типов. Концепция Э. Туриела является содержательной и нормативной; содержание морали отождествляется с требованием не вредить и вытекающими из него защитой прав и справедливостью. Концепция А. Фиска строго формальна и функциональна. Требование не вредить никак не представлено в определении морали, что позволяет вести речь о «добродетельном насилии». В концепции Дж. Хайдта используется эксплицитное функциональное определение, но присутствуют следы имплицитного формального. Содержание морали строго следует за ее формой, поэтому среди оснований моральной оценки требование не вредить занимает ограниченное место. В концепции К. Грэя мораль определяется на содержательной основе, но содержательное определение является дескриптивным. Специфику морали задает использование «когнитивного шаблона вреда» (моральные агенты считают недопустимым именно причинение вреда, но их интерпретации вредоносности действий субъективны и многообразны). Аналитическая часть статьи посвящена демонстрации преимуществ концепции Э. Туриела.