«Общее благо» классической правовой традиции: актуальный дискурс и судьба понятия в картинах мира (Античность и Средневековье)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-4-5-16Ключевые слова:
общее благо, публичный интерес, права человека, справедливость, естественное право, юридический позитивизм, классическая правовая традиция, республиканская традиция, империя, политическая теология, история понятий, картины мираАннотация
В статье рассматривается история понятия общего блага в классической правовой традиции, для представителей которой право столь же неразрывно связано с общим благом, как и со справедливостью. В качестве философско-правового понятия «общее благо» постулировалось как условие действительности (обязательности) позитивного права и основание легитимности публичной власти; в качестве понятия позитивного права «общее благо» бытовало как часть европейской континентальной традиции ius commune (общего права) периода XII–XVIII вв. и служило маркером публично-правовой природы социальных институтов и отношений, провозглашалось в качестве цели всех человеческих законов. Однако в современной философии права и конституционной теории понятие общего блага оказалось дискредитированным, а редкие попытки его реабилитации сталкиваются с агрессивной критикой. Цель исследования – проследить сложную судьбу понятия общего блага, понять причины трансформации его смысла и оценить современные проекты его реабилитации и причины их неудачи. В данной статье автор фиксирует актуальное состояние дискуссий об общем благе, показывает его меняющийся смысл в античной и средневековой картинах мира и во взаимосвязи с другими понятиями этих картин мира. Обеспечиваемое политическими институтами античного мира участие гражданина в определении и сохранении общего блага исключало индивидуализм в качестве основы этического действия. Показано, как в трансцендентной перспективе Средних веков понятие общего блага непротиворечиво соединялось с христианской идеей личного спасения. В качестве следствия аристотелианского поворота отмечаются разделение и изоляция общего блага двух градов (terrena и Dei), что сделает впоследствии возможным понятие светского модерного государства.