Понятие conuersus между персональной и монашеской идентичностью на рубеже Античности и Средневековья (на материале вестготской Испании)

Авторы

  • С.А. Воронцов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-171-182

Ключевые слова:

индивидуальность, обращение, покаяние, смирение, духовные упражнения, страдания, reprobi – electi, Исидор Севильский, Григорий Великий

Аннотация

В статье ставится вопрос о моделях персональной идентичности в VII в. – в эпоху, источники которой скорее свидетельствуют об упадке интроспекции и авторской индивидуальности. Обращение (conuersio), которое уже в V в. обозначает изменение образа жизни и, в более узком смысле, принятие мо­нашества, является для поздней Античности и Средних веков одним из куль­минационных моментов автобиографических нарративов и самоописаний. В статье рассматриваются прежде всего не высказывания о себе авторов ве­стготской Испании, а тексты, описывающие идентичность обращенного. Ис­точниковой базой служат главы об обращенных (conuersi) во второй книге «Сентенций» Исидора Севильского (ок. 560–636), его же первая книга «Си­нонимов», представляющая собой диалог Homo и Ratio, в ходе которого происходит обращение Homo, и главы о conuersi (новоначальных монахах) вестготских монашеских уставов. В результате выявляется определенный инвариант идентичности обращенного, общий и для «Синонимов», где со­циальный статус Homo никак не определен, и для правил, регламентирую­щих статус новообратившихся монахов. Эта идентичность определяется осмыслением страданий как исправляющих действий Бога, положением между погибающими, от которых обращенный только отделился, и избран­ными ко спасению, осознанием собственной несправедливости/неправедно­сти и слабости, добродетелями терпения и смирения. В случае монахов эти элементы идентичности отсылают к процессу вступления в братию и отре­чению от мира, подчинению исправляющим действиям аббата. В заключе­ние выдвигается гипотеза, которая призвана объяснить специфику рассмот­ренных описаний идентичности (катены сентенций и ряды синонимичных выражений в диалоге. Эти тексты служили для духовных упражнений, фор­мировавших идентичность, в которые читатель включался на условиях рели­гиозной «фрустрации», определявшей стремление к стереотипным формам.

Опубликован

2025-03-10

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Понятие conuersus между персональной и монашеской идентичностью на рубеже Античности и Средневековья (на материале вестготской Испании). Вопросы философии. 3 (Mar. 2025), 171–182. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-171-182.