Рецепция и критика марксизма в русской религиозной философии (конец XIX – первая половина ХХ века)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-137-146Ключевые слова:
прогресс, утопизм, рай на земле, пролетариат, буржуазия, марксизм, революция, коммунизм, мессианство, псевдорелигия, воинствующий атеизм, Царство БожиеАннотация
В конце XIX в. марксизм получил широкое распространение в России. Многие русские философы, в том числе религиозные, среди них Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк, Н. Лосский и др. – пережили период увлечения марксизмом, однако впоследствии перешли на позиции его критики. Большую роль в учении марксизма играет идея прогресса, поступательного развития общества к коммунизму. Сущность идеи прогресса, пожалуй, лучше всего иллюстрирует марксизм как своего рода псевдоэсхатологическая идеология, отстаивающая точку зрения, согласно которой тайна истории будет окончательно раскрыта с помощью коммунизма. Коммунистическое общество наконец принесет спасение обедневшему и несвободному человечеству. На пути к коммунизму, а точнее к раю на земле, все средства оправданы и разрешены. Российская версия марксизма проявляла воинствующий атеизм и поощряла открытую нетерпимость к религиозным чувствам. Русские религиозные мыслители отстаивают позицию, согласно которой марксистская идея является своего рода духовной утопией. По их мнению, идея обещанного рая на земле не может быть реализована посредством
репрессий и насилия. Мы должны стремиться к совершенству мира, а истинное спасение человечества – область эсхатологии, олицетворяемой окончательным торжеством Царства Божия. В данной статье мы прежде всего рассматриваем критику идеологического аспекта марксизма в русской религиозной философии, не затрагивая вопросы экономического аспекта марксизма и философии истории.