Л.Н. Толстой – художник, мыслитель, проповедник: проблемы интерпретации мировоззрения классика
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-99-108Ключевые слова:
Л.Н. Толстой, философия, мировоззрение, художественное творчество, публицистика, толстоведение, «Свод мыслей Л.Н. Толстого», толстовцыАннотация
Статья посвящена особенностям изучения мировоззрения Л.Н. Толстого – как писателя, публициста и философа, взгляды которого получили отражение в разных источниках. По мнению автора, существовавшие со второй половины XIX в. попытки охарактеризовать саму сущность толстовского взгляда на мир, его отношение к важнейшим проблемам человеческого существования часто строились на избирательном подходе к источникам изучения творчества Л.Н. Толстого, на стремлении уделить основное внимание лишь некоторым аспектам мировосприятия классика русской литературы. При таком подходе Толстого могли считать «тайновидцем плоти», выразителем «аполлонического» начала или глубоким метафизическим мыслителем, духовное наследие которого имеет особое значение. Его могли воспринимать прежде всего как писателя, вся картина мира которого отражается в художественном творчестве, в созданных им образах, или как публициста-проповедника, автора сочинений, имеющих дидактический характер. Толстого могли считать или социальным реформатором, или религиозным философом, далеким от общественных реалий. По мнению автора, лишь комплексное рассмотрение всех источников, в которых получило отражение мировоззрение великого писателя, поможет полностью реконструировать основы толстовского учения и даст новый импульс развитию толстоведения. В связи с этим особое значение приобретает исследование «Свода мыслей Л.Н. Толстого» (1889–1923) – памятника, создававшегося при участии единомышленников писателя: В.Г. Черткова, Ф.А. Страхова и др. В «Своде» получили отражение все аспекты толстовского мировосприятия.