Чудесное и монструозное в дискурсе о природе XVII века
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-48-59Ключевые слова:
монстр, метафора, чудо, оборотень, репрезентация, медиа, воображение, магия, история наукиАннотация
Сферы чудесного и монструозного старше науки, а возможно, старше понятийного языка и принадлежат реальности метафор, или даже глубинных эмоций, поэтому в отношении к науке их использование на первый взгляд кажется оценочным и излишним, ведь они отсылают не к конкретным объектам, меткам и категориям, а к тому, что предшествует любой кодификации и каталогизации явлений, а именно – к настроениям. Тем не менее сообщество ученых, на рубеже раннего Нового времени складывающееся как особая группа с отличным от других поведением, привычками и установками, не может получить адекватной оценки вне символического контекста, в т.ч. в отношении координат чудесного и монструозного, ценностных категорий, таких, как надежды и страхи. Примером этого является опубликованный в 1615 г. в Париже трактат Жана де Нино «О ликантропии, трансформации и экстазе ведьм», в котором оборотень фактически становится основой для нового подхода к удивительному, к воображаемому, к ужасающему. Для понимания смысла и значения поставленных в трактате вопросов в статье проводится анализ конкретных воплощений чувствительности к чудесному и монструозному: от парадоксографий до организации витрин, от искусства автоматонов до символического конструирования по спекулятивным правилам. Показывается, как сообщество ученых получает доступ к социальным настроениям и воображению, как их практики начинают определять и формировать интерес в обществе, как удивительное монополизируется наукой.