Абсолютное начало в третьей канде «Вакьяпадии» Бхартрихари
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-37-47Ключевые слова:
индийская философия, индийская лингвистическая философия, Абсолют, Бхартрихари, вайшешика, буддизм, универсалия, субстанция, шактиАннотация
Онтологию индийского философа Бхартрихари в современной научной литературе принято связывать с учением лингвистического монизма, излагаемым в первой канде (книге) «Вакьяпадии». Однако абсолютистская проблематика затрагивается также в гораздо более обширной третьей канде. Разделы третьей канды разнятся по тематике, но в каждом из них Бхартрихари в новой концептуальной и терминологической парадигме формулирует монистическое учение и постулирует существование абсолютного начала. На материале третьей канды можно выявить четыре основные подхода к проблеме Абсолюта: субстанциальный, универсалистский, эпистемологический и динамический. В рамках субстанциального подхода Абсолют понимается как всеобщая материальная первооснова (dravya); в рамках универсалистского – как универсалия Бытия (sattā). При эпистемологическом подходе недвойственный Абсолют противопоставлен двойственному концептуальному восприятию (vikalpa). В рамках динамического подхода
Абсолют трактуется как источник для манифестации сил (śakti). Каждый из этих подходов был известен в других школах индийской философии: категория субстанции разрабатывалась в санкхье и вайшешике, категория универсалии – в вайшешике и ньяе. Учение о викальпе первоначально сложилось в рамках буддизма; понятие шакти находит параллели в теистических учениях. Бхартрихари переосмысливает каждую концепцию, адаптируя ее к собственным монистическим воззрениям, в результате чего несовместимые друг с другом проблемные области оказываются сведены к единой онтологической картине. Бхартрихари склонен понимать Абсолют холистически: как совокупность всех потенциальных феноменов или проявлений. Использование альтернативных терминологических систем и способов описания отвечает общей тенденции автора «Вакьяпадии» к перспективизму как философской стратегии.