Абсолютное начало в третьей канде «Вакьяпадии» Бхартрихари

Авторы

  • Е.А. Десницкая Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург, 191186, Дворцовая наб., д. 18.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-37-47

Ключевые слова:

индийская философия, индийская лингвистическая философия, Абсолют, Бхартрихари, вайшешика, буддизм, универсалия, субстанция, шакти

Аннотация

Онтологию индийского философа Бхартрихари в современной научной ли­тературе принято связывать с учением лингвистического монизма, излагае­мым в первой канде (книге) «Вакьяпадии». Однако абсолютистская пробле­матика затрагивается также в гораздо более обширной третьей канде. Разделы третьей канды разнятся по тематике, но в каждом из них Бхартри­хари в новой концептуальной и терминологической парадигме формулиру­ет монистическое учение и постулирует существование абсолютного нача­ла. На материале третьей канды можно выявить четыре основные подхода к проблеме Абсолюта: субстанциальный, универсалистский, эпистемологи­ческий и динамический. В рамках субстанциального подхода Абсолют по­нимается как всеобщая материальная первооснова (dravya); в рамках уни­версалистского – как универсалия Бытия (sattā). При эпистемологическом подходе недвойственный Абсолют противопоставлен двойственному кон­цептуальному восприятию (vikalpa). В рамках динамического подхода
Абсолют трактуется как источник для манифестации сил (śakti). Каждый из этих подходов был известен в других школах индийской философии: ка­тегория субстанции разрабатывалась в санкхье и вайшешике, категория универсалии – в вайшешике и ньяе. Учение о викальпе первоначально сло­жилось в рамках буддизма; понятие шакти находит параллели в теистиче­ских учениях. Бхартрихари переосмысливает каждую концепцию, адаптируя ее к собственным монистическим воззрениям, в результате чего несовме­стимые друг с другом проблемные области оказываются сведены к единой онтологической картине. Бхартрихари склонен понимать Абсолют холисти­чески: как совокупность всех потенциальных феноменов или проявлений. Использование альтернативных терминологических систем и способов описания отвечает общей тенденции автора «Вакьяпадии» к перспективиз­му как философской стратегии.

Опубликован

2025-03-10

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Абсолютное начало в третьей канде «Вакьяпадии» Бхартрихари. Вопросы философии. 3 (Mar. 2025), 37–47. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-37-47.