Философско-космологическое осмысление категории «Неба» (Тянь) в китайском музыкальном искусстве
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-202-209Ключевые слова:
категория «Неба» (Тянь), философия музыки, китайское музыкальное искусство, сань цай (Небо – Земля – Человек), инь и ян, круг (юань), «Разноцветные облака гонятся за луной», китайский традиционный театр (сицюй), «Обида Доу Э»Аннотация
«Небо» (Тянь) в китайской философии и культуре отождествляется с высшим природным началом, божественной силой. Категория Тянь в музыке связывается с такими понятиями, как сань цай (Небо – Земля – Человек), круг (юань), а также с категориями инь и ян, которым отводится существенная роль в китайской философии и космологии. Авторы статьи проводят ту мысль, что выявление семантики философских категорий в музыкальном искусстве способствует более глубокому изучению и постижению смыслов китайской музыки, которая имеет развитую символику, связи с философскими и космологическими идеями. Семантика категории «Неба» определена в китайской нумерологии. Символика Тянь была прослежена в ладовой системе, традиционном инструментарии и в одном из характерных принципов композиционного строения (принцип «круговращения»), присущих китайской музыке. Она также получила освещение в китайском традиционном театральном искусстве (сицюй), в частности, в сфере вокально-исполнительского искусства пекинской оперы (цзинцзюй), в театральных костюмах и др. Особое внимание уделено выявлению символики «Неба» в произведении Не Эра и Жэнь Гуана «Разноцветные облака гонятся за луной», а также в юаньской драме (цзацзюй) Гуань Хань-цина «Обида Доу Э».