Религиозно-философские взгляды ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ II. Бог и мир
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-145-156Ключевые слова:
ʼАбӯ ал-Х̣асан ас̣-С̣ӯрӣ, самаритяне, арабо-мусульманская философия, средневековая философия, правообязывание, Бог, эсхатологияАннотация
История самаритянской религиозно-философской мысли – подлинная terra incognita современной науки: большая часть письменных памятников самаритян остается неопубликованной, спекулятивная теология их общины до сих пор не обратила на себя внимания специалистов. Предлагаемый читателю цикл работ призван восполнить этот пробел в философском востоковедении и пролить свет на наследие родоначальника арабоязычного самаритянского богословия ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ (XI в.). Во второй статье цикла автор обращается к проблеме отношения Бога и мира, решенной ас̣-С̣ӯрӣ через мутазилитскую теорию правообязывания (таклӣф): Бог, согласно самаритянину, заключает с человеком своеобразный этико-правовой договор, в котором оговариваются права и обязанности каждой из сторон. Идея правообязывания необходимо приводит ас̣-С̣ӯрӣ к выводу о существовании вечной награды или вечного наказания, присуждаемых Богом субъекту в соответствии с его посюсторонними деяниями; как следствие, книжник впервые в истории самаритянской теологии строит оригинальную эсхатологию, подкрепляя ее ревелятивными, почерпнутыми из текста Самаритянского Пятикнижия, доводами. Человеческое действие, по ас̣-С̣ӯрӣ, представляет собой внешнее следствие внутреннего акцидентального могущества, связанного с волей лишь опосредованно. Отдельно ас̣-С̣ӯрӣ описывает внутреннюю структуру самаритянской общины, высшая власть в которой принадлежит первосвященнику – высшему богословскому авторитету, последней инстанции в экзегетических и правовых спорах.