Поворот к реляционности: постановка и истоки проблемы

Авторы

  • А.А. Савинов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 125167, Ленинградский пр-т, д. 49/2; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4.
  • И.Е. Сурков Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4; Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-128-137

Ключевые слова:

реляционность, отношения, сущность, субстанция, метафизика, онтология, антропология

Аннотация

В классической европейской метафизике и основанной на ней антропо­логии отдавалось предпочтение категории сущности (субстанции) перед
категорией отношения. В конце XIX – начале XX в. это положение резко изменилось в связи с произошедшим в философии «поворотом к реляцион­ности». В результате признания за реляционностью конституирующей роли было переосмыслено само понятие бытия, того, что значит быть. Если прежде быть (быть реальным) означало быть субстанцией (субстанциаль­ным), то после «поворота» быть в первую и главную очередь означает быть-в-отношениях (реляционным). Формирование субстанциального язы­ка описания мира и человека началось в классической античности, клю­чевую роль в этом процессе сыграл Аристотель. На этом этапе отношения являются акцидентальными, не затрагивающими идентичности вещей. Он­тология субстанции имела целый ряд следствий в мышлении о человеке, который представал как автономный, умопостигаемый, бесплотный, пред­заданный и статичный. В XX в. подобный понятийный комплекс оказался непригодным для осмысления современного опыта. Более того, он породил целый спектр социально-политических ограничений.

Опубликован

2025-02-03

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Поворот к реляционности: постановка и истоки проблемы. Вопросы философии. 2 (Feb. 2025), 128–137. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-128-137.