Роман «Бесы» Ф.М. Достоевского и попытка переоценки личности С.Г. Нечаева в советской историографии в 1920–1930-е гг.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-128-139Ключевые слова:
Достоевский, роман «Бесы», С.Г. Нечаев, нечаевщина, А.И. Гамбаров, Б.П. КозьминАннотация
Предлагаемая статья является продолжением нашей статьи «Попытка переоценки личности С.Г. Нечаева в советской историографии в 1920-е гг. Предыстория и контекст» (Вопросы философии. 2023. № 5). Обе статьи посвящены проблеме переоценки в положительном ключе деятельности революционера-радикала С.Г. Нечаева, послужившего прототипом образа Петра Верховенского в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Если статья 2023 г. дает общий политический контекст, в котором обсуждалась фигура С.Г. Нечаева, а затем рассматривает отношение к ней К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, то в настоящей статье проводится анализ ряда работ известных в те годы историков, который показывает, как эта тенденция постепенно нарастала буквально с 1917 г. Кульминацией этой тенденции явилась
нашумевшая в то время книга А.А. Гамбарова «В спорах о Нечаеве», в которой автор объявил Нечаева предшественником большевизма, а его методы действия истинно большевистскими. Эта книга вызвала резкую критику со стороны известного историка революции Б.П. Козьмина, который назвал книгу фантастической. В частности, он справедливо указывал, что нельзя считать нечаевские кружки по 5–6 человек, типичные для революционных заговорщиков XIX в., организационным предвестием партии. В итоге можно констатировать, что попытка переоценки личности Нечаева в положительном ключе, объясняющаяся во многом революционно-романтическим духом 1920-х гг., в СССР не удалась. Нечаев так и остался монстром и enfant terrible русского революционного движения. Введение его в ряд предтеч большевизма дискредитировало партию, бросало на ее организационные, политические и этические методы ненужную тень.