Структура внешнего откровения в метафизике И.Г. Шварца
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-117-127Ключевые слова:
русская философия, история философии, масонство, мистицизм, трансцендентальная схема, XVIII век, Шварц, КантАннотация
И.Г. Шварц был профессором Московского университета и единственным профессиональным философом среди масонов Екатерининского времени. Его имя хорошо известно исследователям масонства и розенкрейцерства, однако его философское наследие почти не изучено. Материалы, появлявшиеся в историко-философской литературе вплоть до последнего времени, имеют обзорный характер и полностью основаны на двух кратких текстах – фрагменте одного из его лекционных курсов и автобиографической справке. Все эти тексты обращаются лишь к нескольким наиболее ярким аспектам философского мировоззрения Шварца. В настоящей статье впервые выделяются пять конститутивных элементов философии Шварца: (1) два типа откровения; (2) три вида познания; (3) троичная структура человеческой сущности; (4) промежуточная природа человека; (5) метафизика света. Установление устойчивых концептуальных связей между выявленными элементами производится путем прояснения, какое место среди общих идей Шварца занимает теория, согласно которой результатом первого внешнего откровения становится возникновение трех «исходных наук» – земледелия, управления огнем и письменности. Подобная реконструкция показывает, что наследие Шварца тяготеет к преодолению эклектизма и находится на начальной стадии оформления самостоятельной философской системы. Сопоставление полученных результатов с кантовским учением о трансцендентальном схематизме позволяет охарактеризовать метафизику Шварца как натуралистический трансцендентализм, продемонстрировать ее конгениальность эпохе и предложить дополнительные аргументы в пользу влияния Шварца на последующее развитие идеалистической философии в России.