Критика йогического восприятия в школе миманса

Авторы

  • Л.Г. Роман Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-183-192

Ключевые слова:

миманса, Кумарила Бхатта, йога, эпистемология, йогическое восприятие, буддизм, йогачара, индийская философия, идеализм, реализм

Аннотация

История индийской философии не может быть полноценно осмыслена без понятия «йога», корни которого уходят в древнейшую эпоху: времена Вед, а затем и Упанишад. Однако идея йоги и йогического познания в значитель­ной мере была обусловлена идеалистической парадигмой, что резко контра­стировало с позицией реалистических школ. Именно поэтому некоторые системы индийской мысли резко отвергали идею йогического познания, и одной из них была пурва-миманса. Если рассматривать индийскую фило­софию через призму ее основного противоречия – идеализма и реализма –
то именно вопрос о йогическом восприятии особенно ярко иллюстрирует разницу двух установок. Конечно, в случае мимансы данный вопрос был во многом обусловлен «политическим» аспектом: идеалистическая позиция совершенно несовместима с основным мотивом совершения ритуалов. Однако представителями данной традиции было уделено большое внима­ние и эпистемологическим вопросам йогического восприятия, в частности, в рамках дискуссии со сторонниками буддийской школы йогачары; эта дис­куссия представлена в тексте одного из видных мимансаков Кумарилы Бхатты «Шлокаварттика». Некоторые разделы этого текста, касающиеся про­блематики йогического восприятия и были рассмотрены в данной работе

Опубликован

2024-12-04

Выпуск

Раздел

Философия Индии

Как цитировать

[1]
2024. Критика йогического восприятия в школе миманса. Вопросы философии. 12 (Dec. 2024), 183–192. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-183-192.