Критика йогического восприятия в школе миманса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-183-192Ключевые слова:
миманса, Кумарила Бхатта, йога, эпистемология, йогическое восприятие, буддизм, йогачара, индийская философия, идеализм, реализмАннотация
История индийской философии не может быть полноценно осмыслена без понятия «йога», корни которого уходят в древнейшую эпоху: времена Вед, а затем и Упанишад. Однако идея йоги и йогического познания в значительной мере была обусловлена идеалистической парадигмой, что резко контрастировало с позицией реалистических школ. Именно поэтому некоторые системы индийской мысли резко отвергали идею йогического познания, и одной из них была пурва-миманса. Если рассматривать индийскую философию через призму ее основного противоречия – идеализма и реализма –
то именно вопрос о йогическом восприятии особенно ярко иллюстрирует разницу двух установок. Конечно, в случае мимансы данный вопрос был во многом обусловлен «политическим» аспектом: идеалистическая позиция совершенно несовместима с основным мотивом совершения ритуалов. Однако представителями данной традиции было уделено большое внимание и эпистемологическим вопросам йогического восприятия, в частности, в рамках дискуссии со сторонниками буддийской школы йогачары; эта дискуссия представлена в тексте одного из видных мимансаков Кумарилы Бхатты «Шлокаварттика». Некоторые разделы этого текста, касающиеся проблематики йогического восприятия и были рассмотрены в данной работе