Густав Шпет об Уильяме Джеймсе: проблема выражения
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-96-101Ключевые слова:
Уильям Джеймс, Густав Шпет, рецепция, история русской философии, прагматизм, религиозный опыт, проблема выражения, эмоция, самонаблюдениеАннотация
В настоящее время особый интерес для исследователей русской интеллектуальной культуры вызывает рецепция психологических и философских идей Уильяма Джеймса в России. Современные философы и ученые-гуманитарии сосредоточивают внимание на том, как русские философы и психологи ХХ в. интерпретировали его понимание «религиозного опыта», уточняют значение его идей для развития академического богословия в России, выявляют социокультурные предпосылки его прагматизма, а также прослеживают трансформации этого учения на русской почве. В этом контексте особое внимание приобретают архивные материалы Густава Густавовича Шпета, благодаря которым «радикальный эмпиризм» Джеймса приобретает новое актуальное звучание для современных дискуссий в области междисциплинарных исследований сознания и эпистемологии религиозного опыта. В статье прослеживаются траектории шпетовской рецепции идей Джеймса (на материале опубликованных трудов и с учетом рукописей, сохранившихся в семейном архиве русского философа). Особое внимание уделяется статьям Джеймса «Что такое эмоция?» и «О некоторых упущениях интроспективной психологии» (обе опубликованы в 1884 г.), которые Шпет выбрал для перевода и последующей публикации в Хрестоматии по истории психологии. Обосновывается вывод о том, что Шпет переосмыслил идею Джеймса о типологии «субъективно-психологических состояний», а также перенес в эпистемологический контекст его рассуждения об эмоции как особого рода выражении, как необходимом элементе в структуре переживания