Междисциплинарность как философско-эпистемологическая проблема современной науки

Авторы

  • Б.И. Пружинин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-6-14

Ключевые слова:

наука, философия науки, междисциплинарность, полидисциплинарность, коллаборация, научная дисциплина, человекоразмерность, общение

Аннотация

Осмысление феномена междисциплинарных исследований в современной науке становится одним из важнейших тематических направлений эписте­мологии и философии науки. В статье акцентируется внимание на философ­ско-методологическом рассмотрении именно когнитивных аспектов этого феномена. Обращение к его трактовкам в мировой и отечественной науко­ведческой, учебно-образовательной и философской (феноменологической) литературе, безусловно, присутствует в данном тексте, но именно философ­ско-методологический анализ сложившихся исторически проблем, так или иначе связанных с особенностями междисциплинарных исследований в со­временной науке, образует суть этой публикации. При этом автор опирает­ся на установки культурно-исторической эпистемологии, подчеркивающей когнитивную значимость включенности социально-гуманитарного фактора в сферу современного научного познания («человекоразмерности»), а стало быть, акцентирующей внимание на эпистемологических аспектах взаимо­понимания ученых, представляющих различные дисциплины в контексте
когнитивных и организационных особенностей междисциплинарных иссле­дований. Именно этот ракурс философско-методологического осмысления познавательной проблематики проецируется на вполне определенный, кон­кретный эпистемологический феномен – на формы взаимодействия научных дисциплин в современной науке, наиболее ярко представленных в рамках междисциплинарных исследовательских программ мегасайенс (физики микро­мира, космологии, экологии, когнитивистики). Такой формой все чаще ока­зывается сегодня полидисциплинарная коллаборация, требующая от ученых понимания, взаимного перевода дисциплинарных семиотических тезауру­сов, учета исторической преемственности в развитии знания, и, конечно, от­четливого представления о смысле своего пути в науке. А способом оценки полученных учеными результатов становится возможность использования дисциплинарного знания для расширения сферы знаемого

Опубликован

2024-12-04

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

[1]
2024. Междисциплинарность как философско-эпистемологическая проблема современной науки. Вопросы философии. 12 (Dec. 2024), 6–14. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-6-14.