Междисциплинарность как философско-эпистемологическая проблема современной науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-6-14Ключевые слова:
наука, философия науки, междисциплинарность, полидисциплинарность, коллаборация, научная дисциплина, человекоразмерность, общениеАннотация
Осмысление феномена междисциплинарных исследований в современной науке становится одним из важнейших тематических направлений эпистемологии и философии науки. В статье акцентируется внимание на философско-методологическом рассмотрении именно когнитивных аспектов этого феномена. Обращение к его трактовкам в мировой и отечественной науковедческой, учебно-образовательной и философской (феноменологической) литературе, безусловно, присутствует в данном тексте, но именно философско-методологический анализ сложившихся исторически проблем, так или иначе связанных с особенностями междисциплинарных исследований в современной науке, образует суть этой публикации. При этом автор опирается на установки культурно-исторической эпистемологии, подчеркивающей когнитивную значимость включенности социально-гуманитарного фактора в сферу современного научного познания («человекоразмерности»), а стало быть, акцентирующей внимание на эпистемологических аспектах взаимопонимания ученых, представляющих различные дисциплины в контексте
когнитивных и организационных особенностей междисциплинарных исследований. Именно этот ракурс философско-методологического осмысления познавательной проблематики проецируется на вполне определенный, конкретный эпистемологический феномен – на формы взаимодействия научных дисциплин в современной науке, наиболее ярко представленных в рамках междисциплинарных исследовательских программ мегасайенс (физики микромира, космологии, экологии, когнитивистики). Такой формой все чаще оказывается сегодня полидисциплинарная коллаборация, требующая от ученых понимания, взаимного перевода дисциплинарных семиотических тезаурусов, учета исторической преемственности в развитии знания, и, конечно, отчетливого представления о смысле своего пути в науке. А способом оценки полученных учеными результатов становится возможность использования дисциплинарного знания для расширения сферы знаемого