С.М. Георгиевский о даосизме
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-174-184Ключевые слова:
С.М. Георгиевский, даосизм, даология, китайская мифологияАннотация
Статья посвящена исследованию вклада известного русского китаеведа С.М. Георгиевского (1851–1893) в изучение даосизма. Рассматриваются следующие труды Георгиевского: «Принципы жизни Китая», «Важность изучения Китая», «Мифические воззрения и мифы китайцев». Первая крупная работа Георгиевского – «Принципы жизни Китая» (1888 г.) – в основном посвящена конфуцианству и его значению для китайского общества и культуры, однако и в этом сочинении автор уделяет некоторое внимание даосизму – как древней школе Лао-цзы, так и позднейшей даосской религии. Особое внимание в статье уделяется последней крупной работе Георгиевского, поскольку она содержит более всего информации, относящейся к даосской религии. Работа «Мифические воззрения и мифы китайцев» (1892 г.) интересна и в теоретическом плане, здесь Георгиевский проводит различие между «мифами» как таковыми и «мифическими воззрениями».Что же касается даосизма и его значения для понимания китайской мифологии и культуры в целом, то в этой работе Георгиевский указывает на важнейший процесс в истории религий в Китае – процесс взаимообмена между даосизмом как организованной религией и народной религией китайцев. С.М. Георгиевский внес вклад в отечественную даологию, в частности, предложил периодизацию истории даосизма, а также дал типологию сяней – даосских «бессмертных». И, что особенно важно, его труды помещали даологические знания в более широкий контекст китайской истории, культуры и мифологии