У порога эволюционной философии истории: «Комментарий к Мэн-цзы» Кан Ю-вэя. Кан Ю-вэй. Комментарий к Мэн-цзы. Предисловие. Предисловие к изданию «Синьминь цунбао»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-160-173Ключевые слова:
Кан Ю-вэй, Великое единение, неоконфуцианство, Мэн-цзы, эволюционизмАннотация
Статья посвящена «Комментарию к Мэн-цзы» («Мэн-цзы вэй», дословно «Сокровенные [смыслы] Мэн-цзы») китайского теоретика-реформатора и философа Кан Ю-вэя (1858–1927). Текст «Комментария…» автором датирован 1901 г. и увидел свет в печатном виде в 1913 г. с предисловием, которое впервые публикуется в переводе на русский язык. «Мэн-цзы вэй», формально представляя собой традиционный комментарий к конфуцианскому канону, содержит множество инновационных для китайской философии идей, определяя вектор интеллектуального развития Кан Ю-вэя. Канон «Мэн-цзы» признается ключом к эзотерическому учению Конфуция, которое в XX в. открылось самому Кан Ю-вэю, представляющиему собой современного Конфуция. Из древнего комментария Гун-яна и комментария Хэ Сю Кан Ю-вэй извлек понятие «трех эр», которые в «Мэн-цзы вэй» впервые расположены в эволюционной последовательности: эра Хаоса, эра Рождающегося мира, эра Великого мира и Великого единения. Кан Ю-вэй категорически отверг дарвиновский эволюционизм, ведущий к усилению хаоса, противопоставляя ему конфуцианскую категорию гуманности (жэнь), которая находит выражение в физических законах Вселенной