Культуркритические тенденции в контексте немецкой философской антропологии: на примере работ А. Гелена
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-113-122Ключевые слова:
А. Гелен, институт, критика культуры, субъективность, техника, философская антропология, человекАннотация
Культуркритицизм является особой критической парадигмой, в рамках которой наличная культура осмысляется как сила, упраздняющая человеческую субъектность и свободу, подменяющая установку о человеке как о цели и превращающая его в средство. Критика культуры как идейное течение окончательно оформилась в контексте глобальных исторических событий, охвативших Германию в начале XX в.: крах Германской империи, учреждение Веймарской республики, две мировых войны и т.д. Представители критики культуры, отказавшиеся от прогрессистских установок эпохи Просвещения, характеризуют буржуазную культуру модерна с точки зрения тотальной массовизации, специализации и рационализации человеческих действий. В статье фиксируется связь культуркритицизма с другим направлением мысли, возникшим в Германии примерно в то же время – философской антропологией. Большая часть статьи посвящена анализу культуркритических тезисов одного из ключевых представителей философской антропологии – Арнольда Гелена. Раскрываются ключевые антропологические выводы Гелена, на фундаменте которых мыслитель в послевоенный период строит свою социологию и анализ современной эпохи. Особое внимание в статье уделяется мыслям Гелена о роли техники как ключевой силы новой индустриальной культуры. Гелен не только фиксирует состояние масштабного кризиса, но и пытается разобраться в его причинах и следствиях, ищет варианты сохранения человека в текущем хаосе. Задача автора состоит в том, чтобы раскрыть читателю Гелена не как пессимиста, занимающегося критикой ради критики, но как полноценного диагноста эпохи, предлагающего ее комплексный анализ