Философское мышление на пути к свободе

Авторы

  • Е.В. Косилова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-187-197

Ключевые слова:

эволюционная эпистемология, радикальный конструктивизм, психоанализ, экзистенциальная философия, свобода, внутренняя свобода, истина, Хайдеггер, Марион, Винникотт, Гент, бессилие, сдача

Аннотация

В статье рассматривается один из способов достижения философской исти­ны – внутренняя свобода субъекта. Учения эволюционной эпистемологии и радикального конструктивизма рассматривают мышление как средство адаптации. Наилучшим мышлением оказывается такое, благодаря которому организм выживает и оставляет максимум потомства. Свобода мышления в таких учениях отсутствует, оно детерминировано мозгом и его адаптаци­онными задачами. Однако на более высоком уровне анализа личности че­ловека можно говорить о свободе. Хайдеггер устанавливает неразрывную связь между свободой и истиной: свобода есть допущение бытия сущего. Только допустив его бытие, познающий субъект может адекватно позна­вать. Это требует отказа от власти, от овладения миром, от его употреб­ления в качестве инструмента. Аналогично рассуждает Марион в учении о насыщенном феномене. Однако такого рода свободу можно назвать внеш­ней. Автор вводит понятие внутренней свободы. Она также неразрывно связана с истиной, и теперь это истина самопознания. Самопознание требу­ет нетривиальных подходов, как это показал психоанализ. В статье рассмат­риваются учение Д. Винникотта об истинном и ложном Я и теория «сдачи» Э. Гента. Наибольшим препятствием к самопознанию, согласно Генту и дру­гим теоретикам, являются психологические защитные барьеры. Они позво­ляют нам вытеснить мысли о себе, которые для нас неприятны и подрыва­ют уверенность в себе. Тем самым мы отчуждаемся от нашего истинного Я. В теории «сдачи» Гента описано разрушение защитных барьеров и внут­реннее освобождение Я. Внешне и внутренне свободное философское мышление – это не доказательство заранее известной истины, а блуждания (Хайдеггер). Подлинное философское вопрошание заранее не знает, куда придет, но на пути блужданий в созерцательном состоянии анализирует то, что ему открывается

Опубликован

2024-10-03

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2024. Философское мышление на пути к свободе. Вопросы философии. 10 (Oct. 2024), 187–197. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-187-197.