Образ монаха Дзо:га в средневековых источниках: эпоха Хэйан. Ооэ-но Масафуса. Продолжение преданий нашей страны о возрождении. 12. Биография Дзо:га. Пер. со старояпонского А.А. Петровой
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-143-153Ключевые слова:
религии Японии, буддизм в Японии, школа Тэндай, Дзо:га, сэцува, «Дзоку хонтё: о:дзё:дэн», «Имакагами»Аннотация
В эпоху Хэйан идет сложение литературной традиции повествований о святом подвижнике Дзо:га – весьма популярном герое поучительных рассказов сэцува. Жизнеописания этого монаха представлены в нескольких сборниках сэцува XI–XII вв., таких как «Записки о чудесах Лотосовой сутры в великой стране Японии» («Хоккэ гэнки»), «Записи и размышления» («Го:дансё:») и «Продолжение преданий нашей страны о возрождении» («Дзоку хонтё: о:дзё:дэн») Ооэ-но Масафуса, «Собрание стародавних повестей» («Кондзяку моногатари-сю:»), «Нынешнее зерцало» («Имакагами»). Каждое из этих произведений представляет свой, оригинальный образ Дзо:га, детали биографии и обоснования поступков героя различаются достаточно существенно. Можно сказать, что в сложении традиции преданий о Дзо:га соперничают, по сути, три разных концепта: образ святого отшельника, главная особенность которого – накопление заслуг путем подвижничества в одиночестве; образ безумца и человека «не от мира сего»; образ эксцентричного и сурового, но мудрого и знающего учителя