Традиция почитания «Лотосовой сутры» в Японии XI в. по «Хоккэ гэнки»: подвижники и их деяния
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-120-131Ключевые слова:
«Лотосовая сутра», «Хоккэ гэнки», буддийское подвижничество, жизнеописанияАннотация
«Записки о чудесах Лотосовой сутры в великой стране Японии» («Дайнихонкоку Хоккэкё: гэнки», кратко «Хоккэ гэнки», 1040-е гг.) выстраивают из отдельных рассказов картину почитания сутры в японских монашеских и мирских кругах. Именно историями из «Хоккэ гэнки» почитатели «Лотосовой сутры» обычно представлены в позднейших памятниках. В сутре ее приверженцы находят единый смысл всех тех разнообразных наставлений, которые когда-либо давал Будда. За жизнеописаниями знаменитых наставников VII–XI вв. в «Хоккэ гэнки» следуют истории рядовых монахов, а также послушников, монахинь, мирян и мирянок, зверей и богов. Череду выдающихся монахов составляют основатели школы Тэндай, потомки знатных родов, прошедшие в ней обучение, а также проповедники, книжники и чудотворцы менее знатного происхождения; все они стремятся к уединению, следуя словам сутры, но труды их направлены на пользу людям и всем страдающим существам. Рассказчик описывает разные способы работы с каноническим текстом – чтение, копирование, обсуждение – и показывает, с какими еще традициями могло в Японии XI в. сочетаться почитание «Лотосовой сутры»: прежде всего это вера в Чистую землю и обряды, основанные на «таинствах». Умудренные подвижники читают и переписывают сутру в медитативном сосредоточении, отождествляясь с ее действующими лицами, но и обычный человек уподобляется Будде, когда заботится о том, чтобы о сутре узнало как можно больше обитателей мира страданий