Феноменология сегодня: исторические проблемы и современные тенденции. Возвращаясь к дискуссии 1988 года (материалы «круглого стола»)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-5-39Ключевые слова:
феноменология, Э. Гуссерль, язык философии, феноменологическое движение, сознание, реальность, наука, историзмАннотация
В апреле 2024 г. состоялся круглый стол «Феноменология сегодня: исторические проблемы и современные тенденции. Возвращаясь к дискуссии 1988 года», посвященный обсуждению актуальных проблем феноменологических исследований в контексте исторического развития феноменологии в XXI в. Организаторами круглого стола стали журнал «Вопросы философии», Центр феноменологической философии философского факультета РГГУ, а также участники проекта РНФ «Мир, язык, реальность: европейская и русская философия в концептуальном и терминологическом измерении». В работе круглого стола приняли участие ведущие феноменологи, историки философии, эпистемологи. В центре их внимания оказались материалы дискуссии «Феноменология и ее роль в современной философии» (Вопросы философии, 1988, № 12). Обсуждались следующие темы: как оценить прошедшие тридцать шесть лет в мировом и отечественном феноменологическом движении? как изменилась предметная конфигурация феноменологии как области исследований? каковы направления современных феноменологических дискуссий, специфика феноменологического метода и границы феноменологического описания? можно ли сказать, что феноменологический метод сегодня применяется в гуманитарных и естественных науках и если да, то насколько это эффективно? что происходит сегодня в феноменологии, какие последние дискуссии актуальны? феноменология и аналитическая философия: каковы перспективы и возможности сопоставления? какова роль феноменологии в становлении эпистемологических и онтологических традиций русской философии, что изменилось в этой области за 36 лет? Стержнем дискуссий, завязавшихся при обсуждении указанных вопросов, стала проблема соотношения исторической реальности и языка философии, а также осмысление ценности феноменологических стратегий в образовании и научной деятельности