Огюст Конт и режим Второй империи
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-212-222Ключевые слова:
Огюст Конт, позитивизм, религия Человечества, Наполеон III, французская философия, философия и политикаАннотация
В статье анализируется учение позднего Конта в его отношении к бонапартистскому режиму. Хотя в юности Конт пережил кратковременное увлечение личностью Наполеона, начиная с периода Реставрации он отзывался об империи в негативном ключе. Вместе с тем приход к власти Луи Бонапарта ему казался благоприятным предзнаменованием для судеб позитивизма. Посредством допущенных новым режимом публичных лекций о философии человеческой истории он ставил задачу повлиять на общественное мнение. Бонапартистский переворот встречает со стороны родоначальника позитивизма полное одобрение, причем от такого рода оценки он не отрекается и позднее. Ему представляется неизбежной трансформация республиканской власти: от парламентаризма к диктатуре. Причем диктатура мыслилась как переходный этап к истинному позитивистскому режиму. Идея централизации власти Конту всегда импонировала, поэтому переворот он трактует как логичное следствие всей предшествующей истории Франции. Это более, чем эпизод. Правда, затем у философа наступает разочарование в бонапартистской политике. Президент провозглашает империю, которая, на взгляд философа, выступает лишь метаморфозой отжившего монархического принципа. Но от приверженности «республиканской диктатуре» Конт не отказывается, он говорит о необходимости прихода к власти позитивистского триумвирата, персонально им намеченного. Себе он отводил роль духовного наставника светской власти, первосвященника новой, научной религии Человечества. Как философ, так и император видели свою миссию в содействии завершению эпохи революций. Но способы ее реализации мыслились настолько различно, что не оставалось никакой возможности для синхронизации двух политических позиций