К вопросу об эпистемологии, сознании и интеллекте
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-167-176Ключевые слова:
эпистемология, гносеология, культурно-историческая эпистемология, знание, познание, сознание, субъективная реальность, интеллект, ИИАннотация
Данная работа посвящена вопросам эпистемологии, которая с относительно недавнего времени приобрела особую актуальность в отечественной философии. Раскрывается роль культурно-исторической эпистемологии в современной теории познания, проводится мысль о том, что понимание происхождения и развития знания, его культурной обусловленности в конкретном историческом опыте содействует лучшему осознанию его значения и области его использования. Авторы излагают свое видение проблемы
перехода от гносеологии к эпистемологии как от строгой предписываемой методологии к выбору собственных способов и методов ведения науки, где значительная роль отводится таким дисциплинам, как информатика и логика. В данном контексте анализируется и взаимосвязь сознания и интеллекта с теорией познания, в частности с культурно-исторической эпистемологией, поскольку и философия сознания и эпистемология стремятся понять природу знания и убеждений, основанных на нашем сознательном опыте. Такой подход, учитывая влияние общественных норм, ценностей и культурных традиций на познание и мышление, стимулирует развитие теоретической базы эпистемологии и ее практического применения. Авторы приходят к выводу, что современные исследования в области сознания и искусственного интеллекта и их применение в методологии эпистемологии способствуют не только переосмыслению взглядов на природу субъективности, но и установлению объективности наших суждений. В конечном итоге это приводит к интеграции коллективного и индивидуального сознания как важного фактора в нашем понимании мира и формировании научного знания