Диспут Ховитца: свобода воли, ответственность и безумие
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-147-156Ключевые слова:
история философии, Шопенгауэр, Ховитц, Сибберн, кантианство, мораль, свобода воли, психиатрия, мотивация, Дания XIX в.Аннотация
Впервые на русском языке представлена подробная информация о диспуте Ховитца – общественной дискуссии в Дании первой половины XIX в. Его события являют собой наглядный и оригинальный пример того, как философия оказывает определяющее воздействие на общественную жизнь. В спор о свободе воли были вовлечены не только философы, но и врачи, юристы, политики, теологи и литераторы. Они публиковали работы, посвященные анализу проблемы свободы воли в контексте философии Юма и Канта, и стремились адаптировать результаты исследований к датской общественной жизни. Результаты философских дебатов, связанных с диспутом Ховитца, легли в основание юридической системы Дании, но его влияние
простирается также далеко за пределы страны. В статье предпринята реконструкция событий диспута Ховитца на материале датских словарей и исследований XIX в., а также немногочисленных англоязычных источников. Подвергается анализу философская концепция Ховитца, изложенная в его главной работе, спровоцировавшей диспут. Отдельное внимание уделяется обсуждению современного состояния историко-философских дискуссий вокруг диспута. В статье анализируется новейшая гипотеза о связи Артура Шопенгауэра с диспутом Ховитца. Вероятно, именно в связи с диспутом Ховитца конкурсное эссе Шопенгауэра «Об основе морали» было отклонено Датской Королевской академией наук. В статье подвергается сомнению утверждение о том, что члены конкурсного жюри хорошо знали философию Шопенгауэра, однако не вызывает сомнений близость взглядов Шопенгауэра концепции Ховитца, яростными противниками которой были члены конкурсного жюри. Таким образом, отказ, полученный Шопенгауэром от членов конкурсного жюри, может быть рассмотрен в контексте диспута Ховитца, захватившего датское интеллектуальное сообщество в первой половине XIX в.