Цифровое моделирование интерсубъективности в социальном конструировании и феноменологических анализах мира повседневности

Авторы

  • В.Ю. Дунаев Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, Республика Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.
  • В.Д. Курганская Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, Республика Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.
  • А. Сагикызы Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, Республика Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-136-146

Ключевые слова:

интерсубъективность, феноменология, цифровизация, искусственный интеллект, фрейм, повседневность

Аннотация

Повсеместное внедрение цифровых информационно-коммуникативных тех­нологий изменяет саму природу межличностного и массового социального взаимодействия, создавая новые практики, смыслы и формы интерсубъек­тивности. В статье проводится анализ ряда подходов к созданию систем
общего искусственного интеллекта (AGI), основанных на конвергенции ме­тодов феноменологического анализа интенциональных структур интерсубъ­ективности с технологиями создания и обучения искусственных нейросете­вых систем генеративного интеллекта – ChatGPТ. Показано, что одним из наиболее перспективных направлений конструирования когнитивной ар­хитектуры AGI является теория фреймов как моделирующих схем или мат­риц стереотипной организации и интерпретации опыта повседневности. Данный вывод основывается на том, что фреймы, а также процедуры их
переключения и настройки выступают своего рода «духовными автомата­ми», управляющими типичным поведением людей в типичных ситуациях. Далее в статье показывается двойственная роль цифровых платформ в со­циальном конструировании реальности. С одной стороны, цифровые плат­формы позволяют пользователям реализовать свои устремления и выразить своеобразие своей индивидуальности, облегчают доступ к информации и т.д. С другой стороны, сгенерированное интеллектуальными системами наше цифровое alter Ego приобретает способность рекурсивно таргетиро­вать, направлять и контролировать наше мышление, мотивации, эмоцио­нальные реакции и т.д. Прямой цифровой доступ к нашей духовной жиз­ни – это не неизбежное следствие внедрения цифровых технологий в мир повседневности, а политический проект, которому можно и нужно искать действенные альтернативы

Опубликован

2024-10-01

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2024. Цифровое моделирование интерсубъективности в социальном конструировании и феноменологических анализах мира повседневности. Вопросы философии. 9 (Oct. 2024), 136–146. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-136-146.