Русская идея в евразийстве и ее преломление в современности
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-9-78-92Ключевые слова:
русская идея, евразийство, неоевразийство, месторазвитие, культура, цивилизацияАннотация
Евразийство 1920–1930-х гг. было одним из самых оригинальных феноменов русского зарубежья. Евразийцы предложили новое решение проблемы цивилизационной идентификации России, увидев в ней не Европу, не Азию, не «центр славянского мира», а особое, синтетическое культурное образование – Евразию. Предназначение России и русского народа, согласно первоначальным, «правым» евразийцам – осознать свои восточные корни, свое отличие от Запада, возглавить восстание угнетенного человечества против Запада и установить систему «государств-материков», которая исключит причины для войн и конфликтов. Левые евразийцы и евразийцы 1930-х гг. считали, что русская революция открыла новую эпоху – эпоху коллективизма и социализма, но этот социализм будет не марксистским, а особым, религиозным. В 1990-е и 2000-е возник феномен неоевразийства. Самой заметной, «медийной» фигурой неоевразийства был и остается А.Г. Дугин. Однако его понимание евразийства сводится к геополитической теории, которая предстает как «перевернутая геополитика» Х. Маккиндера. Евразию А.Г. Дугин понимает слишком широко, включая в нее Европу, в согласии с концепцией К. Хаусхофера. Специалисты по евразийству (в частности, М.А. Маслин) справедливо отмечают, что это противоречит пониманию Евразии у классиков евразийства и в целом – концепции классического евразийства. Также осмысливаются концепции таких представителей неоевразийства 1990-х и 2000-х гг., как В.В. Кожинов, А.С. Панарин и С.Г. Кара-Мурза