Индивидуальное и универсальное «я» с точки зрения буддийской философии – на примере анализа причины «ухода» Л.Н. Толстого
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-154-160Ключевые слова:
буддийская философия, анатман, природа будды, индивидуальное «я», универсальное «я», Синран, Нитирэн, Нагата Кокити, Икэда Дайсаку, Толстой, БунинАннотация
Особенностью развития буддийской мысли является многообразие школ и подходов при сохранении мировоззренческой целостности. Доктрина несамости «я» (санскр. анатман) считается одним из ключевых положений буддийского мировоззрения. Однако оно нуждается в существенном уточнении. В связи с тем, что изначально проповеди Будды не содержали догматических установок, а были обращены к разным людям применительно к различным обстоятельствам, доктрина анатмана получила множество интерпретаций – от полного отрицания «я» до рассмотрения индивидуального «я» как «малого я», которое должно быть гармонизировано с универсальным «я». В статье представления об индивидуальном и универсальном «я» рассматриваются на примере размышлений над причинами бегства Л.Н. Толстого из дома, выдвинутых мыслителями, выражавшими точки зрения различных направлений буддизма – хинаяны и дальневосточных школ махаяны. Автор акцентирует внимание на том, что буддизм несет в себе огромный потенциал для развития философской мысли, поскольку в самой его основе заложен полемический импульс и возможность обсуждения проблем на разных уровнях с привлечением гетерогенного культурно-исторического опыта