Индивидуальное и универсальное «я» с точки зрения буддийской философии – на примере анализа причины «ухода» Л.Н. Толстого

Авторы

  • Мицуру Эгути Университет Сока, 1-236, Tangi-machi, Hachioji-shi, Tokyo, 192-8577, Japan.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-154-160

Ключевые слова:

буддийская философия, анатман, природа будды, индивидуальное «я», универсальное «я», Синран, Нитирэн, Нагата Кокити, Икэда Дайсаку, Толстой, Бунин

Аннотация

Особенностью развития буддийской мысли является многообразие школ и подходов при сохранении мировоззренческой целостности. Доктрина неса­мости «я» (санскр. анатман) считается одним из ключевых положений буд­дийского мировоззрения. Однако оно нуждается в существенном уточнении. В связи с тем, что изначально проповеди Будды не содержали догматиче­ских установок, а были обращены к разным людям применительно к раз­личным обстоятельствам, доктрина анатмана получила множество интер­претаций – от полного отрицания «я» до рассмотрения индивидуального «я» как «малого я», которое должно быть гармонизировано с универсаль­ным «я». В статье представления об индивидуальном и универсальном «я» рассматриваются на примере размышлений над причинами бегства Л.Н. Тол­стого из дома, выдвинутых мыслителями, выражавшими точки зрения раз­личных направлений буддизма – хинаяны и дальневосточных школ махаяны. Автор акцентирует внимание на том, что буддизм несет в себе огромный потенциал для развития философской мысли, поскольку в самой его осно­ве заложен полемический импульс и возможность обсуждения проблем на разных уровнях с привлечением гетерогенного культурно-исторического опыта

Опубликован

2024-08-26

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. Индивидуальное и универсальное «я» с точки зрения буддийской философии – на примере анализа причины «ухода» Л.Н. Толстого. Вопросы философии. 8 (Aug. 2024), 154–160. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-154-160.