«Гитартхасанграха» Абхинавагупты: альтернативная монистическая парадигма в интерпретации «Бхагавадгиты»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-143-153Ключевые слова:
Абхинавагупта, пара-адвайта, адвайта-веданта, «Бхагавадгита», «Гита», «Гитабхашья», «Гитартхасанграха», индийская философия, кашмирский шиваизм, монизм, монистический теизм, Шанкара, знание, действиеАннотация
В статье анализируются основные идеи комментария кашмирского философа Абхинавагупты (Х–XI вв.) к «Бхагавадгите» – «Гитартхасанграхи» («Собрание сутей Гиты»), представляющие парадигму монизма, известную как пара-адвайта («высшая недвойственность») и отличную от парадигмы адвайты («недвойственности») Шанкары, отраженной в его «Гита-бхашье» («Комментарии к Гите»). На примере интерпретаций «Бхагавадгиты», единственного текста, прокомментированного обоими великими мыслителями, можно наглядно проследить, каким образом каждый из них защищает идею абсолютного единства эмпирического субъекта (дживы) и Абсолюта (Брахмана) как самой сущности философии «Бхагавадгиты», но по-разному
интерпретирует это единство в решении данного и других вопросов. Самое яркое различие между их подходами, наблюдаемое и в упомянутых комментариях, автор видит в разной оценке соотношения знания и действия (джняна и карма), в понимании природы майи и в трактовке проблем каузальности