«Гитартхасанграха» Абхинавагупты: альтернативная монистическая парадигма в интерпретации «Бхагавадгиты»

Авторы

  • С.В. Лобанов Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, Москва, 109316, ул. Иерусалимская, д. 3.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-143-153

Ключевые слова:

Абхинавагупта, пара-адвайта, адвайта-веданта, «Бхагавадгита», «Гита», «Гитабхашья», «Гитартхасанграха», индийская философия, кашмирский шиваизм, монизм, монистический теизм, Шанкара, знание, действие

Аннотация

В статье анализируются основные идеи комментария кашмирского филосо­фа Абхинавагупты (Х–XI вв.) к «Бхагавадгите» – «Гитартхасанграхи» («Со­брание сутей Гиты»), представляющие парадигму монизма, известную как пара-адвайта («высшая недвойственность») и отличную от парадигмы ад­вайты («недвойственности») Шанкары, отраженной в его «Гита-бхашье» («Комментарии к Гите»). На примере интерпретаций «Бхагавадгиты», един­ственного текста, прокомментированного обоими великими мыслителями, можно наглядно проследить, каким образом каждый из них защищает идею абсолютного единства эмпирического субъекта (дживы) и Абсолюта (Брах­мана) как самой сущности философии «Бхагавадгиты», но по-разному
интерпретирует это единство в решении данного и других вопросов. Са­мое яркое различие между их подходами, наблюдаемое и в упомянутых комментариях, автор видит в разной оценке соотношения знания и дей­ствия (джняна и карма), в понимании природы майи и в трактовке проблем каузальности

Опубликован

2024-08-26

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. «Гитартхасанграха» Абхинавагупты: альтернативная монистическая парадигма в интерпретации «Бхагавадгиты». Вопросы философии. 8 (Aug. 2024), 143–153. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-143-153.