Вера и разум в индийской философии

Авторы

  • П.П. Гокхале Университет Пуны им. Савитрибай Пхуле, Ganeshkhind Road, Pune, Maharashtra, 411007, India.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-135-142

Ключевые слова:

индийская философия, Пурандара, прамана, пратьякша, анумана, агама, шабда, чарвака, буддизм, здравый смысл, артхапатти, вьякарана, Дхармашастра, миманса, веданта, ньяя-вайшешика

Аннотация

В статье обсуждается соотношение разума (reason) и веры (faith) в индий­ской философии. Спектр возможных философских взглядов автор делит на три категории: 1) чрезмерное применение критического мышления, ко­торое приводит к отрицанию веры как таковой; 2) область «здравого смыс­ла»; 3) некритичное следование вере. Проводя различие между «убеждени­ями» (belief), основанными на здравом смысле, и «верой» (faith), состоящей в принятии метафизических представлений, Гокхале подробно останавли­вается на праманах (средствах достоверного познания), таких как непо­средственное восприятие (пратьякша), логическое умозаключение (анума­на) и свидетельство словесного авторитета (шабда, агама). Умозаключения было принято делить на эмпирические и неэмпирические, причем вторые могли использоваться для обоснования как фактов «этого мира», так и ме­тафизических фактов (в индийской терминологии – «того мира»). Вербаль­ные свидетельства, в свою очередь, делили на обыкновенные и экстра­ординарные. Первые предназначены для выводов относительно «мирских» (обыденных) вопросов, а вторые призваны обосновывать догматические убеждения. Суммируя, автор располагает индийские философские учения следующим образом (от наибольшего рационализма к наибольшему следо­ванию вере): крайний скептицизм, затем учения некоторых из чарваков (ин­дийских «материалистов»), признававших умозаключение средством досто­верного познания, далее буддизм, критично подходивший к вопросам веры, джайнизм, ньяя-вайшешика, использовавшая неэмпирические умозаключе­ния для обоснования вопросов веры, и наконец – миманса, веданта, вья­карана (учение «грамматистов») и «Дхармашастра», которые настаивали на примате веры и священных писаний

Опубликован

2024-08-26

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. Вера и разум в индийской философии. Вопросы философии. 8 (Aug. 2024), 135–142. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-135-142.