Вера и разум в индийской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-135-142Ключевые слова:
индийская философия, Пурандара, прамана, пратьякша, анумана, агама, шабда, чарвака, буддизм, здравый смысл, артхапатти, вьякарана, Дхармашастра, миманса, веданта, ньяя-вайшешикаАннотация
В статье обсуждается соотношение разума (reason) и веры (faith) в индийской философии. Спектр возможных философских взглядов автор делит на три категории: 1) чрезмерное применение критического мышления, которое приводит к отрицанию веры как таковой; 2) область «здравого смысла»; 3) некритичное следование вере. Проводя различие между «убеждениями» (belief), основанными на здравом смысле, и «верой» (faith), состоящей в принятии метафизических представлений, Гокхале подробно останавливается на праманах (средствах достоверного познания), таких как непосредственное восприятие (пратьякша), логическое умозаключение (анумана) и свидетельство словесного авторитета (шабда, агама). Умозаключения было принято делить на эмпирические и неэмпирические, причем вторые могли использоваться для обоснования как фактов «этого мира», так и метафизических фактов (в индийской терминологии – «того мира»). Вербальные свидетельства, в свою очередь, делили на обыкновенные и экстраординарные. Первые предназначены для выводов относительно «мирских» (обыденных) вопросов, а вторые призваны обосновывать догматические убеждения. Суммируя, автор располагает индийские философские учения следующим образом (от наибольшего рационализма к наибольшему следованию вере): крайний скептицизм, затем учения некоторых из чарваков (индийских «материалистов»), признававших умозаключение средством достоверного познания, далее буддизм, критично подходивший к вопросам веры, джайнизм, ньяя-вайшешика, использовавшая неэмпирические умозаключения для обоснования вопросов веры, и наконец – миманса, веданта, вьякарана (учение «грамматистов») и «Дхармашастра», которые настаивали на примате веры и священных писаний