Органическая философия в критике А.А. Григорьева, философии Н.Н. Страхова и романах Ф.М. Достоевского
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-123-134Ключевые слова:
органическая философия, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, старшие славянофилы, интуитивизм, жизнезнаниеАннотация
В статье предлагается гипотеза, согласно которой «вековечный вопрос» о смысле и цели человеческой жизни, поставленный Ф.М. Достоевским в юности в письме к брату Михаилу, в роли программы всей его будущей жизни, получил свое решение в виде «почвеннической» концепции, базовой основой которой была «органическая критика» А.А. Григорьева и «органическая философия» Н.Н. Страхова. Этот идеологический комплекс формировался под влиянием ряда сочинений европейских философов, из которых важнейшими были труды Т. Карлейля, а также «старших славянофилов» А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Литературно-эстетический аспект концепции был реализован в «органической критике» А.А. Григорьева, социально-культурный аспект стал основой идеологической платформы журналов «Время» и «Эпоха» (1861–1865), ее формально-логическое обоснование было осуществлено в трудах Н.Н. Страхова. Усилиями круга мыслителей, группировавшихся вокруг редакций журналов «Время» и «Эпоха», задолго до Н.О. Лосского и А. Бергсона, были разработаны и проанализированы на разнообразном тематическом материале базовые пункты философского интуитивизма. В статье выдвигается версия, что идеологической основой «больших» романов Ф.М. Достоевского (1866–1880) – «Преступления и наказания» (1866), «Идиота» (1868), «Бесов» (1872), «Подростка» (1875) и «Братьев Карамазовых» (1880) – является «органическая философия», основные элементы которой отражены на всех уровнях художественной структуры произведений писателя