Культура – знак – значение: о природе и структуре культуры и знака

Авторы

  • Т.А. Шиян Фонд «Центр гуманитарных исследований», Москва, 107140, Леснорядский пер., д. 10, стр. 2, к. 205.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-60-71

Ключевые слова:

семиотика, теория культуры, теория деятельности, ММК, культура, знак, знаковое отношение, онтологические модусы знака, смысловые структуры, смысл, смысловое значение

Аннотация

В статье рассматривается понятие культуры как парадигматической структуры, задающей многообразие возможных в некотором сообществе форм социальной жизни, деятельности, поведения; анализируется структура и приро­да знака и его место в культуре. Это понятие культуры и представления о струк­туре знака автор задает, отталкиваясь от некоторых идей Ф. Соссюра. Автор принимает соссюровское различение языка и речи внутри «языковой деятельно­сти», но в самом языке также различает две области существования: язык как парадигматическую структуру единичного субъекта и язык как парадигматиче­скую систему, существующую на уровне сообщества. В результате в «языковой деятельности» автор видит не две, а три области проявления. Аналогичные три области он выделяет в любой знаковой деятельности и в деятельности вообще. При этом по ходу обобщения в ряду «языковая деятельность – знаковая дея­тельность – деятельность» происходит и обобщение общественного парадиг­матического аспекта этих деятельностей от языка к знаковой системе и культу­ре в целом. Поскольку и язык в общественной форме, и язык в индивидуальной форме, и речь имеют слово в качестве базовой структурной единицы, то можно говорить о трех онтологических формах (модусах) слова: в общественном язы­ке, в индивидуальном языке, в речи. Аналогичные три онтологических модуса автор выделяет и для произвольного знака. Беря в качестве основы бинарную структуру абстрактного знака (ассоциированные друг с другом план выраже­ния и план содержания) и представление о трех онтологических модусах зна­ка, получаем треугольную призму как онтологическую схему знака, где вер­шины призмы соответствуют различным аспектам знака, три вертикальных ребра – трем онтологическим модусам знака, верхняя грань – плану выраже­ния (синтаксиса), нижняя грань – плану содержания (семантики). Опираясь на полученную онтологическую схему знака, автор интерпретирует семиотиче­ские представления некоторых альтернативных исследовательских программ

Опубликован

2024-08-26

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2024. Культура – знак – значение: о природе и структуре культуры и знака. Вопросы философии. 8 (Aug. 2024), 60–71. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-60-71.