Культура – знак – значение: о природе и структуре культуры и знака
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-60-71Ключевые слова:
семиотика, теория культуры, теория деятельности, ММК, культура, знак, знаковое отношение, онтологические модусы знака, смысловые структуры, смысл, смысловое значениеАннотация
В статье рассматривается понятие культуры как парадигматической структуры, задающей многообразие возможных в некотором сообществе форм социальной жизни, деятельности, поведения; анализируется структура и природа знака и его место в культуре. Это понятие культуры и представления о структуре знака автор задает, отталкиваясь от некоторых идей Ф. Соссюра. Автор принимает соссюровское различение языка и речи внутри «языковой деятельности», но в самом языке также различает две области существования: язык как парадигматическую структуру единичного субъекта и язык как парадигматическую систему, существующую на уровне сообщества. В результате в «языковой деятельности» автор видит не две, а три области проявления. Аналогичные три области он выделяет в любой знаковой деятельности и в деятельности вообще. При этом по ходу обобщения в ряду «языковая деятельность – знаковая деятельность – деятельность» происходит и обобщение общественного парадигматического аспекта этих деятельностей от языка к знаковой системе и культуре в целом. Поскольку и язык в общественной форме, и язык в индивидуальной форме, и речь имеют слово в качестве базовой структурной единицы, то можно говорить о трех онтологических формах (модусах) слова: в общественном языке, в индивидуальном языке, в речи. Аналогичные три онтологических модуса автор выделяет и для произвольного знака. Беря в качестве основы бинарную структуру абстрактного знака (ассоциированные друг с другом план выражения и план содержания) и представление о трех онтологических модусах знака, получаем треугольную призму как онтологическую схему знака, где вершины призмы соответствуют различным аспектам знака, три вертикальных ребра – трем онтологическим модусам знака, верхняя грань – плану выражения (синтаксиса), нижняя грань – плану содержания (семантики). Опираясь на полученную онтологическую схему знака, автор интерпретирует семиотические представления некоторых альтернативных исследовательских программ