Рассуждение о соединении аргументации с риторикой
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-27-37Ключевые слова:
аргументация, риторика, схема аргументации, фигураАннотация
В статье обсуждается положение, которое сегодня в отечественных университетах занимает риторика. Ее вытеснение на обочину преподавания и исследований на факультетах гуманитарных направлений и замещение ее
теорией аргументации предлагается расценивать как временную несправедливость, исправить которую можно или через обращение к проекту новой риторики Х. Перельмана, или через работу в духе прагма-диалектической школы аргументации, уделяющей риторике достаточно внимания. Еще один путь возвращения риторики и соединения ее с теорией аргументации, наиболее естественный из всех, предлагается в этой статье. Он состоит в том, чтобы рассматривать аргументы не как псевдо-умозаключения с посылками, заключением и связью между ними, а как истории, в которых рассказывается о том, что сначала было нечто одно, потом произошли некоторые события, и после появилось нечто другое. Такой взгляд на структуру и состав текста или речи, претендующих на убеждающее воздействие, позволяет использовать в их анализе и оценке весь арсенал риторики и аргументации
совместно, так как вопросы, которые вызывает история, не сводятся к вопросам характера связи между начальным и конечным состояниями и простираются в область нравов рассказчика, героев повествования, слушателей и их страстей – реакций, которые история вызывает, включая и те, что не являются исключительно аффектами. Содержание риторики при таком взгляде становится вновь актуальным, а сама дисциплина – вновь востребованной в образовательном процессе и в обществе