Сознание и идеальное как предмет диалога М.А. Лифшица и Э.В. Ильенкова – согласие и расхождение

Авторы

  • А.П. Петров Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-41-51

Аннотация

В статье предпринята попытка сравнения позиции двух неординарно мыс­лящих философов, связанных узами дружбы и общим подходом в решении главных вопросов понимания и объяснения бытия, хотя и не всегда соглас­ных друг с другом. За основу анализа взят «Диалог с Эвальдом Ильенко­вым», в котором М.А. Лифшиц ведет с Э.В. Ильенковым полемику, главной темой которой стало сознание и неразрывно связанное с ним понятие иде­ального. Сам феномен сознания М.А. Лифшиц полагает данностью, и потому его интересует не вопрос исторического генезиса сознания, а способность сознания не ограничиваться ближайшей непосредственностью, не замы­каться в кругу «малого бытия», но возвышаться над конечностью момента и выходить за его границу к пониманию всеобщего, к «большому бытию» и его бесконечности. Лифшиц отвечает на этот вопрос положительно, объяс­няя такую способность сознания его «ответственностью» перед «внешней инстанцией», перед миром-природой, не объясняя механизма преодоления разницы между малым и большим бытием, – но здесь звучит идеалисти­ческая нота (некая ответственность). Ильенков же в этом вопросе твердо придерживается монистического принципа Спинозы – человек представ­ляет диалектическое тождество материального (своего тела) и идеального (сознания).

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

К столетию со дня рождения Эвальда Васильевича Ильенкова (1924–1979)

Как цитировать

[1]
2024. Сознание и идеальное как предмет диалога М.А. Лифшица и Э.В. Ильенкова – согласие и расхождение. Вопросы философии. 3 (Jul. 2024), 41–51. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-41-51.