Сознание и идеальное как предмет диалога М.А. Лифшица и Э.В. Ильенкова – согласие и расхождение
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-41-51Аннотация
В статье предпринята попытка сравнения позиции двух неординарно мыслящих философов, связанных узами дружбы и общим подходом в решении главных вопросов понимания и объяснения бытия, хотя и не всегда согласных друг с другом. За основу анализа взят «Диалог с Эвальдом Ильенковым», в котором М.А. Лифшиц ведет с Э.В. Ильенковым полемику, главной темой которой стало сознание и неразрывно связанное с ним понятие идеального. Сам феномен сознания М.А. Лифшиц полагает данностью, и потому его интересует не вопрос исторического генезиса сознания, а способность сознания не ограничиваться ближайшей непосредственностью, не замыкаться в кругу «малого бытия», но возвышаться над конечностью момента и выходить за его границу к пониманию всеобщего, к «большому бытию» и его бесконечности. Лифшиц отвечает на этот вопрос положительно, объясняя такую способность сознания его «ответственностью» перед «внешней инстанцией», перед миром-природой, не объясняя механизма преодоления разницы между малым и большим бытием, – но здесь звучит идеалистическая нота (некая ответственность). Ильенков же в этом вопросе твердо придерживается монистического принципа Спинозы – человек представляет диалектическое тождество материального (своего тела) и идеального (сознания).