Маймонид, Герсонид и Крескас о пророках и пророчестве

Авторы

  • В.В. Слепцова Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-172-183

Ключевые слова:

божественное знание, Герсонид, Крескас, Маймонид, пророк, свобода воли, Средние века, философия иудаизма

Аннотация

Средневековые еврейские мыслители – р. Моше бен Маймон (1136–1204),
р. Леви бен Гершом (1288–1344), р. Хасдай Крескас (1340–1410/12) – в своих основных философских произведениях рассматривают феномен пророчества как нечто, порождающее философские вопросы и требующее философского же осмысления. Определение пророчества как исходящей от Бога
эманации в интеллект индивида, а пророка как человека, творящего чудеса
и передающего сообщения, ведущие людей к некой благой цели, причем чудеса и сообщения эти могут различаться по степени, – общее для всех трех
мыслителей, опирающихся на идеи перипатетизма. Однако несмотря на то
что каждый из указанных мыслителей в рассуждениях о пророчестве в первую
очередь ориентируется на один и тот же корпус текстов Танаха и Талмуда,
сделанные ими акценты формируют различия в концепциях. Например,
различаются взгляды этих философов на то, как может быть проведена проверка истинности пророка, а также на то, все ли пророческие предсказания
должны (и могут) исполняться. В статье предлагается различать две функции пророческого знания: прогностическую и воспитательную. Показано,
что на примере проверки истинности пророка, разрабатываемой тремя указанными мыслителями, можно обнаружить предпочтение либо одной, либо
другой из этих функций. Крескас на первый план выдвигает прогностическую функцию пророческого знания, тогда как для Герсонида главной оказывается воспитательная функция. Показано, что пророчество представляет собой доксастическую практику, для которой разрабатывается система
опровергающих свидетельств.

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2024. Маймонид, Герсонид и Крескас о пророках и пророчестве. Вопросы философии. 7 (Jul. 2024), 172–183. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-172-183.