Понятийные пятерки в текстах философии йоги

Авторы

  • А.В. Парибок Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-161-171

Ключевые слова:

определение, дефиниция, объем понятия, классификация, индийская философия, йога, Йога-сутры, методология

Аннотация

Статья посвящена выявлению важной методологической черты классической индийской философии и вообще индийского теоретического мышления на материале традиции философии йоги (йога-даршана). Это перечни
терминов, вместе охватывающие некоторую предметную область и непременно более чем двучленные. Статья разбирает пять пятичленных перечней. Сначала рассмотрены методологические ориентиры исследователя,
учет которых весьма желателен для успехов в постижении философской
традиции йоги, и констатировано, что обычно ими не руководствуются. Далее делается утверждение с опорой на классика ньяи (Пакшиласвамина),
что перечни представляют собой ключевой момент в организации индийского систематического текста. Вкратце рассматриваются факторы, препятствовавшие в европейской традиции мышления разработке и применению
таких перечней: это строгое различение понятий и суждений и очевидная
ограниченность суждений дихотомией утвердительного и отрицательного. В Индии же вместо этого различения имеет место единое рассмотрение содержаний ума. Исследовано пересечение функций определения и понятийного перечисления как двух методических приемов. На этой основе
проинтерпретированы с выявлением их единообразной формальной структуры пять понятийных перечней традиции йоги: режимов интенциональности (citta), событий интенциональности (cittavṛtti), «удручителей» (kleśa) –
непременных помех целям йога, – факторов умозрения (dhyāna) и поведенческих самоограничений йога (yama). Их структура всегда представляет собою пару пар, члены которых противопоставлены по взаимно незавиcимым
признакам, с пятым членом, интегрирующим пары в единое целое. Утверждается, что такого рода перечни в «Йогасутрах» – лишь пример применения общераспространенного в индийском мышлении методологического
приема. 

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. Понятийные пятерки в текстах философии йоги. Вопросы философии. 7 (Jul. 2024), 161–171. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-161-171.